|
и из клада острова Святого Ниниана
находится в Национальном музее древностей Шотландии, Эдинбург. Это единственная
ложка местного производства на Британских островах, относящаяся к VIII веку.
Видимо, ее подвешивали за петельку на конце. Тонкость и изящество ложки
указывают на то, что она не предназначалась для постоянного использования за
столом. Вероятно, ложка употреблялась во время литургии, может быть, для масла
(ср. фото 22).
20. Коническое навершие из клада острова Святого Ниниана. Высота около 5
см. Одно из трех похожих серебряных изделий. Первоначально было позолоченным.
Его предназначение неизвестно, однако детали конструкции показывают, что
изделие прикреплялось к какомуто предмету кожаными ремешками. То, как изогнуты
задние части тел переплетенных животных, очень похоже на то, как изображены
звери на правой панели плиты с крестом из церковного двора в Аберлемно, которые,
в свою очередь, напоминают зверей из рукописей монастыря в Линдисфарне. Как и
в Аберлемно, у этих зверей характерные для пиктского искусства лапки типа
«шариккоготь».
21. Серебряная чаша из клада острова Святого Ниниана. Диаметр примерно 13
см. Всего в кладе были обнаружены семь серебряных чаш. За исключением чаши из
Ормсайда, в нашей стране больше нет подобных серебряных чаш местного
изготовления. Р. Б.К. Стивенсон указывал на сходство декора и техники
исполнения этих чаш и реликвария из Монимаска, которое достаточно велико, чтобы
предположить, что они происходят из той же самой мастерской. Задние части
переплетенных животных опятьтаки напоминают зверей типа Линдисфарн—Аберлемно;
такие собакообразные морды встречаются у животных, которые украшают страницы
Евангелия из Линдисфарна.
22. Серебряное изделие с одним зубцом из клада острова Святого Ниниана.
Длина около 16 см. Другие подобные предметы неизвестны. Как и ложка, оно
снабжено кольцом для подвешивания. Зубец обладает режущим лезвием. Предполагают,
что этот предмет использовался для разрезания и раздачи Святого причастия.
Возможно, он, как и ложка, относится к набору предметов для литургии,
использовавшихся в пиктской церкви.
23. Остров Святого Ниниана (Шетлендские острова). Проведенные здесь в
1955—1959 годах раскопки позволили обнаружить средневековую церковь. Под ее
фундаментом были найдены остатки церкви, построенной здесь еще до викингов и,
следовательно, относящейся к периоду, когда здесь жили пикты. К югу от
средневековой апсиды находились семь каменных столбов, которые, по мнению К.А.Р.
Рэдфорда, были частью гробницы основателя церкви. Вырезанные на столбах
символы, как правило, называют пиктскими, и, хотя все эти спирали, чаши и
морские коньки, несомненно, напоминают пиктские по манере исполнения, на деле
они не являются настоящими пиктскими символами. Сам клад был найден в 1958 году,
судя по всему, на уровне пола пиктской церкви. Он находился в деревянной
коробке, зарытой вверх дном — видимо, в спешке. Самое вероятное объяснение
смешанного характера предметов в кладе то, что это были все наличные богатства
служителей храма, в которые входили и подарки от прихожан. Это объяснило бы,
например, большое число брошей.
25. Серебряная накладка из клада острова Святого Ниниана. Высота
«подковы» около 7, 5 см. На обеих сторонах этого серебряного предмета, который
мог представлять собой оковку ножен, имеются надписи. На декорированной стороне
написано маюскулом32: «IN NOMINE D(EI) S(UMMI)» («Во имя Бога Всевышнего»), а
на обратной стороне минускулом — имя владельца: «Ресад, сын Спуссико».
Предполагалось, что представители основанной святым Нинианом церкви
составили римскую партию, деятельность которой привела к разрыву с церковью
святого Колумбы в начале VIII века33. Гораздо вероятнее, что римская партия в
церкви того времени обязана своим появлением нортумбрийской оккупации страны
пиктов и последующему влиянию епископа Уилфрида и позднее — епископа Трумвине
на пиктские церкви в оккупированных областях.
Следовательно, четких следов деятельности святого Ниниана среди пиктов мы
пока найти не можем. Но всетаки весьма вероятно, что первый английский епископ
Уайтхорна действительно сказал Беде, что Ниниан обратил пиктов и что эта
информация пришла из раннего кельтского «Жития» Ниниана, ныне утраченного. По
крайней мере, есть хоть одно серьезное достижение в решении этой проблемы:
теперь точно доказано, что в Гэлоуэе никаких пиктов никогда не было: сейчас это
считают средневековым мифом. По крайней мере, теперь мы знаем, что пикты, о
которых идет речь, — это пикты к северу от линии ФортКлайда. Представляется,
что Ниниан действительно работал среди пиктов, однако результаты оказались
непрочными, и выжившие церкви и монастыри быстро слились с церковью Колумбы.
Бритты забыли и о них, и об их патроне, бриттском епископе Ниниане.
Что касается периода между Нинианом и прибытием в Шотландию святого
Ко
|
|