|
омов. В 1652
году он приступил к анализу «Хроник», поначалу считая, правда, что Игуэра
действительно располагал некоей рукописью из Фульды и внес в нее изменения. Он
известил об этом своих коллег. Постепенно он пришел к выводу о том, что
изложенная Игуэрой история абсолютно баснословна. Некоторые, не менее
знаменитые люди, пытались оппонировать этому выводу. Из аргументов: сведения
Игуэры догматически корректны и прекрасно вписываются в историческую картину.
На защиту Игуэры поднялся такой известный ученый, как, например, Томас де
Варгас. Его аргументы были просты: Игуэра, историк и богослов безупречной
репутации, пользовавшийся услугами помощников со столь же безупречной
репутацией, имел полное право слегка откорректировать данные в соответствии с
изменившимися догматами.
В «Критике вымышленной истории» Антонио с полной убедительностью доказывает,
что исторический трактат Игуэры – всего лишь собрание сказок. Некоторые ученые
(например, граф де Мондехар в «Церковных трактатах») поддержали эту точку
зрения, тем более что оригинала рукописи из Фулды никто никогда не видел.
Однако «Критика» (censura) Антонио, увидев свет лишь через 90 лет после этого,
в 1742 году, не принесла сокрушительной победы истине, ибо названные выше
сказки за этот почти вековой срок прочно укоренились в историческом сознании. В
обосновании инквизицией печатного издания «Критика» Антонио говорилось, что в
том «изобильном на открытия и вымыслы веке люди готовы были поверить и
утвердить в истории всякого рода небылицы, так что неотложнейшей задачей стало
определение достоверности источников, отделение в них правды от вымысла».
«Неотложную задачу», однако, отложили за неосуществимостью. Более того,
по-прежнему отъявленную ложь и старые лживые сказки (например, труды Исидора и
Браулио) с помощью перекрестных ссылок и контраргументов превращали в
«неопровержимые» факты.
Майянс приводит обстоятельное жизнеописание Антонио и некоторые сведения об
Игуэре, который вовсе не был дилетантом в исторической науке: его «Исследование
о мосарабах» до сих пор высоко ценится специалистами.
Не обошлось и без усилий по приданию фальшивке (якобы) из Фульды большей
весомости. В 1595 году в Гранаде обнаружились свинцовые таблицы и книги, якобы
подтверждающие подлинность текстов из Фульды. Публично они нигде не
выставлялись, и в счастливую находку просто поверили, ибо в ней якобы
встречались многие имена и утверждения из «Хроник» Игуэры. Однако слухи о
фальсификации, ходившие в определенных кругах, заставили короля Филиппа II
назначить специальную комиссию, которая и подтвердила подлинность находки в
1596 году и еще раз – в 1597 году. Сомневающиеся голоса, вероятно, не стихали,
и развеять подозрения были призваны две новые комиссии, созданные королем
Филиппом III в 1604 и 1609 году. При Филиппе IV игра продолжилась. Впоследствии,
однако, история приняла неожиданный оборот: изменилось учение, и с 1652 года
содержание таблиц стало считаться еретическим. В 1682 году тексты таблиц из
Гранады – тем временем выяснилось, что некоторые из них были изготовлены из
меди – были строго осуждены Папой Иннокентием XI. Майянс мог не бояться
преследования со стороны церкви, причисляя их к несомненным фальшивкам.
Халтурной подделкой называет он также «Хронику» Ауберто (или Хаусбертуса)
Гиспаленсе (из Севильи). Она была сфабрикована пользовавшегося доброй
репутацией священника и писателя Лупианом Сапатой и издана в 1667 году Грегором
Аргаисом из Логроньо. После смерти фальсификатора, встретившего закат жизни на
Ибице, в том же 1667 году, обнаружилось, что он является автором множества
подделок, и все же некоторые изданные им якобы античные тексты до сих пор
считаются подлинными.
Майянс приводит в качестве доказательств 35 писем Антонио и его коллег, при
чтении которых волосы встают дыбом. В лучшем случае содержащиеся в них
разоблачения фальсифицированных отцов церкви читаются местами как детективный
роман. В «древних» рукописях цитируются авторы, жившие на 300 лет позже времени
их написания. Это доказательство того, что общая хронология в то время еще не
была скоординирована.
Как уже было отмечено выше, непременным условием христианской историографии
было преследование христиан и мученичество, к которому оно якобы приводило. В
1637 году некий чеканщик монет, желая подкрепить традиционные обвинения
Диоклетиана в жестокостях против христиан, выпустил прекрасно сделанные римские
монеты с надписью CHRISTIANORUM SUPER-STITIONE DELETA (Христианское суеверие
было разрушено). Даже известные ученые не сразу распознали подделку: ведь она
подтверждала привычные, навязанные католической церковью представления о
преследованиях христиан в эпоху Диоклетиана (абсолютная точка отсчета
христианского историописания).
Одна из самых популярных фигур в Валенсии и в католическом мире – святой
Лоренцо. Даже Неаполь и Рим оспаривают друг у друга честь считаться городом, в
чьих стенах он появился на свет в 226 году от Рождества Христова. Его родители
были, вероятно, выходцами из Уэски (Испания); при императоре Диоклетиане они
бежали от преследования христиан (которое должно было начаться лишь через 58
лет в малоазийском провинциальном городе Тарсусе) в Валенсию, – как писал
святой Донатус, изобретенный известным Лоренцо Маттеу на основе информации
своего друга Хуана Баутисты Баллестера в 1672 году. Легенда встретила
восторженный прием, и болландистам
|
|