Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Режин Перну - Крестоносцы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-
 
нельзя понять друг без друга. Рето Беццола35 глубоко проанализировал то чувство,
 которое побуждало феодалов в конце XI в., когда король Франции был занят 
совсем другими вопросами, нежели защита христианства, вспоминать с некоторой 
ностальгией Карла Великого, боровшегося с сарацинами Испании. Все наши эпопеи, 
от "Песни о Роланде" до цикла о Гильоме Оранж-ском, отражают главную заботу той 
эпохи - вырвать у ислама Святые места. 
      Зарождавшаяся в то же время или немного позже провансальская поэзия также 
несет на себе следы этой заботы, и накануне своей отправки на Восток наш 
наиболее древний трубадур Гильом IX Аквитанский написал один из своих самых 
прекрасных стихов: 
      В изгнанье отправляюсь я, 
      Тревог и страха не тая: 
      Война идет в мои края, 
      Лишенья сына ждут и плен... 
      Я Радость знал, любил я бой, 
      Но - с Ними разлучен судьбой 
      Взыскуя Мира, пред Тобой, 
      Как грешник, я стою согбен. 
      Я весельчак был и не трус, 
      Но с Богом заключил союз, 
      Хочу тяжелый сбросить груз 
      В преддверье близких перемен. 
      Все оставляю, что любил: 
      Всю гордость рыцарства, весь пыл, 
      Да буду Господу я мил, 
      Все остальное только тлен...36 
      И именно провансальская поэзия дала самую древнюю песнь о крестовом 
походе в собственном смысле слова, в которой поэт присоединяет свой голос к 
голосу проповедника, убеждая слушателей принять крест. Автор, поэт Маркабрюн, 
назвал ее "Песнью Купели", сравнивая крестовый поход с прекрасной "купелью", 
куда христиан погружают при крещении, очищающем их на склоне жизни: 
      И в милосердии своем нам дал 
      Сеньор небесный чудную купель, 
      Какой нигде нет, лишь за морем, 
      Там, далеко, где жил Иосафат... 
      Я говорю вам: по вечерам и по утрам 
      Нам следует в ней мыться, как и должно. 
      А в конце эпохи крестовых походов, во второй половине XIII в., когда 
пришла погибель заморским королевствам, поднялся голос нашего самого крупного 
средневекового поэта Рютбефа. Известны его одиннадцать песен о крестовых 
походах, где легко, как и в речах проповедников, можно обнаружить все различие 
мнений по поводу заморских походов в те времена. Особенно ясно это проявляется 
в его "Споре крестоносца с отказавшимся от креста", где сталкиваются аргументы 
за и против походов. В итоге он безжалостно бичует тех, кого считает виновным в 
утрате крестоносного духа: королей и князей, помышляющих лишь о собственных 
распрях, и прелатов, озабоченных только своим благосостоянием: 
      А вы, прелаты святой Церкви, 
      Чтоб жить всегда в покое и тепле, 
      Служить заутрени за морем не хотите, 
      Куда зовет Жоффруа де Сержин37. 
      Но говорю, что осужден тот будет, 
      Кто не желает ничего, лишь доброе вино, 
      Да мясо вкусное и острый перец. 
      Война с неверными - то ваша ведь война, 
      За Бога вашего, и вам она во благо!.. 
      И как тогда ответите вы Богу за землю, 
      Где смерть в мученьях принял он за вас? 
      Нет почти ни одного прозаического или поэтического жанра литературы, где 
не звучало бы эхо крестовых походов. В эпическом жанре мы им обязаны "Песнью об 
Антиохии" и "Песнью об Иерусалиме", в историографическом первым написанным 
по-французски сочинением в прозе "Завоеванием Константинополя" Жоффруа де 
Вил-лардуэна. Произведения фольклора на эту тему бесчисленны, от "Легенды о 
Святом Геральде", основателе госпиталя в Иерусалиме, о котором рассказывали, 
что во время осады города он кормил осаждающих его христиан, бросая им камни, 
которые превращались в хлеб, до истории о Гильоме Виллардуэне, уроженце Греции, 
ставшем героем фольклора этой страны, а через это даже типом совершенного героя 
во второй части "Фауста" Гете. Почти все события крестовых походов породили 
поэтические сочинения, авторами которых часто были сами крестоносцы. Король 
Ричард Львиное Сердце, например, оставил нам одно стихотворение, где изливает 
жалобы по поводу своего заключения в Австрии при возвращении из похода. А 
Филипп Новаррский, осажденный в башне иерусалимского госпиталя сторонниками 
императора Фридриха II, спешно написал небольшое стихотворение, чтобы факт 
удивительный - попросить помощи, и завершил его восхитительными словами: 
      Я - соловей, поскольку в клетку меня посадили. 
      И имена многих крестоносцев - это имена лучших поэтов своего времени, или 
трубадуров Юга, как Пейре Видаль, Гаусельм Файдит, Раймбаут де Вакейрас, Элиас 
Кайрель, из которых по крайней мере присутствие трех последних в Святой Земле 
или Греции точно засвидетельствовано, или труверов Севера, как Тибо Шампанский, 
Конан де Бетюн, Гюон д'Уази и многие другие. 
      В XIII в. крестовые походы обновили важнейшую поэтическую тему куртуазной 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 91
 <<-