|
восстановлен один мужской монастырь на оливьерской горе и один женский около
Святого Гроба, в дополнение, в 808 г на "кровавом поле (Hacel-dama)" были
построены гостеприимный дом и базилика. Паломничества, несмотря на
бесчеловечные условия (паломничество англосакса Виллибальда, упоминаемое выше,
началось в 722 г. и длилось семь лет), тем не менее не прекратились, но
проходили в самой ненадежной обстановке, отныне сохранность имущества была
гораздо лучше обеспечена, чем в прошлом, но взамен путники были обязаны
уплачивать множество пошлин. Вспомним пример с паломничеством Бернарда Монаха
(866-870 гг.), который, вопреки разрешению на проезд, выданному сарацинами в
Бари, был арестован в Каире за то, что не заплатил надлежащую пошлину при входе
в город.
Также жизнь паломников зависела от капризов султанов, таких как халиф
Хаким, своеобразного безумца, который внезапно в 1009 г начал преследование
христиан и евреев и приказал разрушить все церкви и монастыри Палестины, начав
с церкви Святого Гроба1 Подобное проявление дикости живо поразило весь Запад
Гонения халифа на христиан (если верить хронистам, они были вынуждены
носить на шее медный крест, весивший десять фунтов, а евреи - волочить за собой
плахи в форме телячьей головы), породили множество рассказов, где историю
сложно отличить от легенды Эхо этих гонений доходит до нас в основательных
трудах Гильома Тирского, историка XII в. в частности, он показывает, как
воспоминания об тех страшных временах сохранились спустя сто лет после гонений
По его словам, одна иерусалимская семья обладала привилегией распространять
пальмовые ветви, которые несли во время процессии к Святому Гробу в праздничное
Вербное воскресенье Говорили, что этот обычай берет свое начало от юноши,
который пожертвовал своей жизнью, признавшись в осквернении мечети, ради
спасения других членов общины, обвиненных в совершении этого святотатства По
пути на место казни он поручил "свой бедный линьяж" милосердию тех, ради
которых пошел на смерть. В память о нем было решено, чтобы вся прибыль от
праздника каждый год поступала к потомкам этого юноши.
Гонения внезапно прекратились в 1020 г., и уже тридцатью годами позже
(1048 г ) византийцы отстроили церковь Святого Гроба В 1080 г , несмотря на
появление на исторической сцене турок, был основан гостеприимный дом Св. Иоанна.
Однако паломники и уцелевшие участники экспедиции епископа Гюнтера приносили
все более тревожные вести о ситуации в Святой Земле и опасностях, которым
подвергаются там путешественники Обычно в паломничество отправлялись группами -
и не только из соображений безопасности, поскольку посетители Лурда в наши дни
также путешествуют толпой - однако уже можно было предвидеть приближение
времени, когда христианский мир, уверенный в собственных силах и превосходстве
над мусульманами, задавшись вопросом - до каких пор следует проявлять кротость
- вместо мирного паломничества развернет активные действия, направленные на
завоевание земли, с окончательной потерей которой не мог согласиться ни один
христианин. Спустя четыре века смирения христианский мир XI в., уже
померившийся силами с мусульманами в Испании и Средиземноморье, был готов
спросить, - не пришло ли время ответить справедливой войной на мусульманскую
"священную войну".
Новое событие поспособствовало созреванию этой идеи: нашествие на Малую
Азию турок-сельджуков, которые в 1071 г. уничтожили византийскую армию при
Манцикерте и завоевали Армению; Никея была захвачена в 1081 г., Антиохия - в
1084 г. Около 1074 г. византийцы обратились к папе Григорию VII с просьбой
добиться помощи от христианского мира, и тот стал думать о походе на Восток.
Люди
I. Папа времен Крестового похода
Собор Богоматери в Пюи был для средневековых верующих тем же, чем для нас
является собор Богоматери в Лурде. Паломники - люди всех сословий, сервы,
монахи, сеньоры и прелаты - босиком, с оливковыми ветвями в руках непрерывным
потоком стекались в этот уголок центральной Франции, выделяющийся своим
необычным ландшафтом из вулканических скал. Именно там, в только что
построенном соборе, тем больших размеров, что к нему примыкали просторная
паперть, клуатр и пристройки, где паломники находили отдых, в толпе,
исполненной религиозного благочестия, в первый раз прозвучало песнопение "Salve
Regina", впоследствии известное под именем "гимна из Пюи".
В один из августовских дней 1095 г., толпа, стекавшаяся к храму, стала
свидетельницей странных приготовлений: в стене собора кирками пробили брешь,
затем расширили и, задрапировав тяжелыми занавесями ярко-красного цвета,
превратили в подобие нового входа в здание. Вскоре стала известна и причина
столь необычных работ, в Пюи ожидали приезда папы Римского, главы христианского
мира. Незадолго до этого он перевалил через Альпы (скорее всего, по старой
дороге Мон Женевр, минуя Павию, Турин, Зузский перевал, Бриансон и Гренобль) и
появился в Балансе, где 5 августа освятил новый кафедральный собор. Затем папа
пересек границу Пюи, проехал через Роман и Турнон, переправился через Рону и
гористый Виварэ. Именно для этого именитого паломника епископ Пюи Адемар
Монтейский приказал пробить вход в соборной стене, который должны были заделать
тотчас же после отбытия гостя, чтобы никто не дерзнул пройти там, где ступала
нога викария Христа.
На следующий день, 15 августа, в праздник Успения - самый значимый для
святилища в Пюи, посвященного Богородице, папа Урбан II служил торжественную
мессу перед более многочисленной, чем обычно, толпой.
В XI в. папа Римский, глава христианского мира, без сомнения, пользовался
престижем, сильно отличающимся от того, каким обладает его преемник в наши дни.
В те дни его визиты, особенно во Францию, не были чем-либо из ряда вон
|
|