|
сумку или сундук с замком. Письма, адресованные им, будут читаться в
присутствии магистра (мало кто из рыцарей знал грамоту). Их призывают не
похваляться ни своими прегрешениями, ни своими безрассудными поступками,
совершенными в миру. Если они получают подарок, даже от своих родителей, то
обязаны передать его магистру или сенешалю. Охотиться - кроме охоты на львов -
им запрещено. Больные препоручаются заботам сиделки; старики также имеют право
на уход.
Женатые могут стать членами Дома, но не будут пожалованы белыми одеждами. Если
муж умирает раньше жены, половина состояния обоих отходит к ордену, вторая
половина - вдове. Сестры (монахини) в орден не принимались.
Наиболее важны три статьи: братьям запрещено общение с отлученными от
причастия; но принимать милостыню от тех, кто находится под отлучением,
разрешалось; [*8] кто пожелает стать братом ордена Храма, должен просить об
этом (в присутствии магистра и капитула) после того, как прослушает статьи
устава. Продолжительность испытательного срока определяется магистром;
"путешествуя, братья должны стремиться подавать добрый пример, особенно посещая
собрания и жилища неотлученных рыцарей: если среди них окажется желающий стать
тамплиером, он обратится с просьбой об этом в присутствии местного епископа,
который и направит его к магистру ордена".
В этом - первом - уставе нет ничего поражающего воображение. Кроме военных
деталей, устав мог бы принадлежать любой религиозной общине. Некоторым критикам
было угодно отнести ряд статей или даже весь устав к эпохе, последующей за
Собором. "Некоторые статуты <...> не могли определиться при основании ордена
Храма: они свидетельствуют о приобретенном опыте, обширном влиянии". [32]
Однако следует учитывать, что Бедные рыцари жили сообща в течение девяти лет, и
хотя вначале их было только девять, хронисты уверяют, что их численность
увеличилась очень быстро. Возможно, это происходило за счет мирских рыцарей,
которые служили Дому некоторое время, не принося обета и считаясь сотоварищами?
В 1120 г. Фулък V Анжуйский совершил паломничество в Святую Землю, где служил
как собрат тамплиеров: он побудил и других французских сеньоров последовать
своему примеру [33] . Согласно Жаку де Витри, вначале Бедных рыцарей было
девять, в то время как Гийом Тирский утверждает, что в пору Собора в Труа их
было столько же. Но это - абсурд! Гуго де Пейен привел шестерых своих
соратников из Палестины во Францию; не оставил же он троих в Святой Земле?
Намерение архиепископа Тирского сбить спесь с тамплиеров проявляется в первой
же главе, посвященной ордену [34] .
Впрочем, опыт и влияние ордена Храма были достаточно велики, его слава
настолько широко известна, что король Альфонс I Арагонский оставил рыцарям
треть своего королевства по завещанию, составленному при осаде Бургоса менее
чем через четыре года после Собора в Труа (1131).
Единственная из статей очевидно является позднейшим добавлением к решениям
Собора; даже из ее текста видно, что устав был утвержден не в Труа, но "по
общему совету большинства капитула", то есть некоторое время спустя генеральным
капитулом ордена. Во всем предыдущем тексте тамплиеры говорят от своего имени и
пишут "мы" вместо "вы", употребленного в их адрес преподобными отцами.
Пусть сержанты и оруженосцы не носят белых одежд, ибо это наносит Дому великий
урон. Ибо в землях по ту сторону гор появились лжебратья, женатые и прочие,
которые называли себя братьями ордена Храма, но были мирянами. Это принесло нам
много позора, а ордену рыцарства - много ущерба, ведь даже тамошние оруженосцы
преисполнились гордыни, вызывая многочисленные распри. Так пусть же потрудятся
выдать им черные платья, а если нельзя таковых найти/ то пусть дадут им такие,
какие сыщутся в этой провинции, но пусть они будут самые дешевые, то есть, из
грубой шерстяной ткани. [35]
Капитул ордена предстает здесь высшим авторитетом. Но это не значит, что статья
появилась много позднее Собора. Ибо весной, 19 марта 1128 г., Тереза
Португальская [36] отдала тамплиерам владение Сур на Мондего вместе с замком,
преграждавшим южный путь из ее королевства. По существу эта крепость находилась
"Tras Os Montes" [по ту сторону гор (порт.)]. Упомянутые уже инциденты вполне
могли случиться там. Немало волнений и беспорядков должно было произойти в
Португалии, прежде чем некоторые рыцари, отправленные туда с миссией, смогли
установить дисциплину и поддержать зарождающиеся институты нового ордена в этой
отдаленной стране.
ГЛАВА II
Странствующие рыцари
Отцы Собора в Труа даровали рыцарям первоначальный устав, который впоследствии
был вынесен на одобрение папы Луция II, патриарха Иерусалимского и магистра
ордена Храма. В то же время Собор предоставил им право носить белые плащи,
владеть и управлять землями и вассалами (невзирая на обет бедности) и получать,
|
|