|
облавы "на львов и вредоносных животных", которые иногда нападают на лошадей
каравана.
Когда лагерь снимается, братья седлают коней и покидают место только по приказу
маршала. Они готовятся к отъезду, привязывая веревкой к седлу вьючного
животного колышки от своего шатра, пустые фляги, топор и ведро. "И если
какой-либо брат желает поговорить с маршалом, он должен пойти к нему пешком и
потом возвратиться на свое место". [227] Как только братья получают приказ
сняться со стоянки, "они обязаны посмотреть на своих местах, чтобы ничего из их
экипировки не осталось <... > И потом сесть верхом и отправиться красиво
отрядом, шагом или иноходью, с оруженосцами за собой, и, находясь в пустынном
месте, держаться отрядом ради себя и своего снаряжения <...> И нагоняя отряд,
каждый брат должен пропустить своего оруженосца и свои вещи перед собой". В
героических романах оруженосец обычно следует за своим сеньором; тамплиеры же
пускают их впереди, чтобы лучше за ними присматривать.
Если они передвигаются ночью, то так же, как и в своих командорствах, хранят
молчание до тех пор, пока не произнесут тринадцать раз "Отче наш". Днем, если
один из них желает поговорить с другим, тот, кто впереди, возвращается к
едущему позади. "И если какой-нибудь брат скачет рядом с отрядом по своему делу,
он должен ехать и подъезжать с подветренной стороны, чтобы отряду не досаждала
пыль". Когда отряд переходит реку, братья (в мирное время) поят своих животных,
не загораживая брода другим. В военное время они останавливаются, если только
знаменосец подает им сигнал.
И если на пути будет брошен боевой клич, братья, находящиеся ближе всех, могут
пересесть на своих [боевых] коней, взять свои щиты и копья и держаться спокойно,
ожидая приказов маршала.
Многочисленные пассажи "Свода" и статутов указывают, что тамплиеры разделили
все дороги Святой Земли на отрезки длиной в дневной переход, чтобы облегчить
продвижение. Каждый этап заканчивался в каком-нибудь командорстве, в замке
ордена Храма, на площадке для привала с колодцем, чтобы отряд мог утолить жажду.
Так что патрули ордена и вся монастырская братия безостановочно проезжала
расстояние, отделяющее пески Газы от гор Армении.
Когда монастырь совершает переход боевым порядком в военное время, рыцари едут
в доспехах. За ними с копьями - оруженосцы, позади них ведут лошадей. Никто ни
под каким предлогом не должен поворачивать назад, но рыцарь может "без
разрешения немного вырваться вперед", чтобы испытать своего коня и проверить
сбрую. Покидать боевой порядок перед лицом врага разрешено в единственном
случае: дозволено прийти на помощь "любому христианину, ехавшему безрассудно,
если на него нападет турок, чтобы убить". Брат, покинувший строй по любому
другому поводу, будет отправлен в лагерь пешком в знак наказания и "потом
предстанет перед судом Дома". [228]
До начала атаки подмаршал несет знамя рядом с маршалом. Чтобы подать сигнал к
атаке, маршал во имя Божие сам берет знамя. Но так как он не сможет защищаться,
держа древко знамени в правой руке, а поводья в левой, его окружают пять-десять
рыцарей, которые "отбиваются от своих врагов вокруг знамени, как только могут".
Маршал назначает одного из них командором над рыцарями и доверяет ему второе
знамя, обернутое вокруг копья; это знамя он должен развернуть, если первое
будет отбито или разорвано на куски. Если маршал тяжело ранен и не в состоянии
быть впереди, его заменяет командор, который несет свернутое знамя, защищаемое
эскортом.
Тому, кто держит знамя, строго запрещается опускать его или пользоваться им как
копьем.
И наказание может быть столь великим, что возможно его заковать в кандалы,
чтобы никогда больше не носить ему знамени и не быть командором рыцарей <...>
Ибо когда опускают знамя, те, кто находится далеко, не знают, отчего это <...>
и любой турок сможет скорее захватить его, когда оно опущено, чем когда поднято,
а люди, которые теряют свое знамя, впадают в великую растерянность, и сие
может обернуться к полнейшему разгрому.
В другом месте в статутах говорится, что брат, рыцарь или сержант монастыря
может просить разрешения об отступлении, если он ранен, и что сержант, "ежели
окажется без железных доспехов", может поступить так же, даже если он здоров.
"Но брат-рыцарь поступить так не может <...> ибо он не должен покидать знамя ни
по какой причине". Если же из-за внезапной атаки ни рыцари, ни сержанты не
успели надеть доспехи, они должны держаться вместе и "вместе принять то, что
Богу угодно будет им послать".
Рыцарь, оказавшийся в сражении отрезанным от своих братьев по оружию,
присоединяется к первому же знамени, которое увидит поблизости, желательно к
знамени госпитальеров. В случае поражения он не покидает поля битвы, покуда
остается поднятым христианское знамя. Если же оно "склонится в поражении", то и
рыцарь может повернуть поводья и укрыться "там, где ему посоветует Бог".
|
|