|
туркополье, подмаршале и знаменосце.
Туркополье, под верховным командованием маршала, командует всадниками из
местных, наемниками ордена Храма, при доспехах и без доспехов.. Братья-сержанты
также подчинены его власти, но только в военное время. Именно он ведет
разведчиков во главе отряда, и тогда ему предоставляют эскорт рыцарей. [222] В
битве туркополье строит своих всадников по отрядам и ждет приказа магистра или
маршала, прежде чем послать их в атаку. Согласно "Своду", братья окружают
сержантов, и, "сдвинув и выстроив, ведут братьев-сержантов так красиво, как
только возможно, и если у братьев окажется нужда в помощи, сержанты смогут
пособить".
Подмаршал, как и знаменосец, брат-повар монастыря, кузнец монастыря и командор
порта Акры - все пятеро сержанты, каждый имеет право на двух коней и одного
оруженосца. Они обязаны содержать в порядке мелкую утварь, старые седла,
бурдюки, кувшины, ведра, копья, мечи, шлемы, старые турецкие доспехи и арбалеты,
старые чепраки под седла. "А из иного, тяжелого снаряжения у подмаршала ничего
не выдается". Все братья-ремесленники маршальского склада находятся под его
командованием. Он определяет им место службы Дому и отпускает на прогулку в
праздничные дни из одного командорства в другое. Он также отвечает за сменных
лошадей. В отсутствие маршала ему подчиняется знаменосец. [223]
У знаменосцев в подчинении все оруженосцы Дома. Знаменосец ведет их в бой,
поощряет за примерное поведение, проводит капитул, чтобы осудить их ошибки, и
велит их сечь, если они не повинуются. Он распределяет среди них солому [для
постели?], башмаки и ячмень и выдает им плату, когда они отслужат свой срок.
И если братья сообща посылают своих животных и конюших на пастбища Дома, или на
травы, или на прочие выпасы, знаменосец должен их отвести и привести назад
стадом, с пегим знаменем впереди. И во всякое время и во всяком месте, где
оруженосцы и братья в монастыре едят, знаменосец должен присматривать за столом
<...> Когда братия монастыря едет в поход, знаменосец должен следовать за
знаменем, которое он велит нести оруженосцу, и должен вести отряд таким образом,
чтобы магистр смог отдавать ему приказы. [224]
В час битвы, когда тамплиеры стремительно атакуют, оруженосцы, ведущие сменных
лошадей, следуют за своими сеньорами; прочие принимают лошадей, которых рыцари
только что сменили на боевых, и остаются подле знаменосца; последний
выстраивает и ведет их "после тех, кто в первых рядах, насколько возможно
красивее, раньше и лучше, шагом или иноходью, или как ему заблагорассудится".
Некоторые сведения о туркополах содержатся в другом источнике. [225] Туркополов
нанимают за три золотые монеты в год. Зимой туркополье выдает им гарнаш, котту,
штаны и старый плащ - покрывать коня. "А летом он также может подавать им
милостыню". Если они наняты за одно жалованье, то приходят только со своей
сбруей, если же получают жалование и restou, - то и со своим конем. Restou
представляет собой страхование жизни животного, но величина возмещения в случае
гибели последнего не должна быть меньше стоимости коня.
Когда тамплиеры разбивают лагерь, то прежде всего определяют место для часовни.
Круглый шатер магистра устанавливается рядом с палатками маршала и командора
Провинции и шатром обоза. Потом, при команде: "Располагайтесь, сеньоры братия,
во имя Божие", рыцари натягивают свои палатки, "отправляясь каждый к своему
отряду: и те, кто снаружи, должны натянуть свои палатки и сложить внутрь свое
снаряжение, и каждый брат должен занять место на все свое компанство". [226]
[*13] Таким образом, лагерь разбивается по кругу, вокруг часовни. Затем маршал
последовательно бросает клич за фуражом и поленьями, и каждый рыцарь присылает
своего оруженосца с одной лошадью. "Они должны покрыть свои седла попоной или
покрывалами, или чем-нибудь другим; и если им предстоит возить на них камни,
они должны испросить разрешения. А боевое седло они не должны брать без спроса".
Все это предпринимается для того, чтобы не повредить седельную кожу.
После наряда на фураж и лес кричат: "К раздаче". "И братья обязаны надеть свои
плащи и идти чинно и спокойно, один за другим, получать во имя Бога то, что им
дадут". Прежде чем собирать монастырь, командор, отвечающий за мясо, "дает
попробовать его брату-сержанту магистра <...> и должен выдать ему самое хорошее,
какое только там будет. Тогда командор, достойный муж Дома, боящийся Бога и
любящий свою душу, отбирает куски для братьев, заботясь, чтобы не положить
вместе двух хороших кусков ни от бедра, ни от лопатки, но как можно более
равномерно <...> И если есть какой-либо брат, который по своей болезни питается
мясом из лекарни, те, кто проживает с ним, могут также есть оттуда, хотя бы они
и не были больны".
В лагере, как и во дворце, тамплиеры пользуются привилегией "приглашать всякого
достойного мужа, которого должно почтить" и который приходит к месту их стоянки
или проходит мимо; "и командор по мясу обязан выдать братьям продуктов столь
щедро, чтобы все в Доме могли бы получить его в значительном количестве, из
любви к достойному мужу". С другой стороны, тамплиерам запрещено добывать себе
пропитание, "за исключением луговых трав, рыбы, птиц и диких животных, если они
умеют их ловить, не охотясь, так как охота запрещена". Однако они организуют
|
|