|
коне и скачущие справа налево с копьями наперевес. [*7] Известны также печати с
крестом и Агнцем, использовавшиеся магистрами в Англии; эти типы печати
повторяются, различаясь в деталях. Остальные сохранившиеся экземпляры, судя по
всему, принадлежат исключительно командорам ордена. [210]
Вот статут по приему ad succurrendum: [*8] Магистр не должен принимать новых
братьев без [согласия] капитула, но если он отправляется в какое-то место, где
нельзя собрать капитул, и если какой-либо достойный муж упросил его Бога ради
сделать его братом <...>, поскольку он так болен, что, как полагают, не сможет
выздороветь, тогда, по совету братьев, кои там будут, магистр может сделать его
братом <...> И если Бог пошлет ему здоровье вскорости после того, как он
окажется в нашем Доме, он должен исполнять свою должность пред братьями и
познавать свои обязанности.
Чтобы закончить рассмотрение полномочий и обязанностей магистра, приведем
некоторые детали более частного характера:
Когда магистр только что ехал верхом, он волен вкушать пищу в своей комнате,
равно как и после потери крови, или если он пригласил к себе рыцарей, или
других мирян. И когда он болен, он может лежать в своей комнате, а его товарищи
должны есть в палатах с прочими братьями; и когда он выздоравливает, он может
есть за одним из столов лазарета, и все братья в лазарете должны из любви к
нему есть лучше <...>
Когда магистр ест за монастырским столом, он может жаловать кушанья из своей
посуды всем, кто этого пожелает, и ни один брат, кроме магистра, делать этого
не может.
Любое платье, которое остается от одежды или белья магистра, должно быть отдано
во имя Бога прокаженным или туда, где будет видно, что оно будет использовано
лучше всего. И ежели магистр отдаст платье из числа ношеных им какому-либо
брату, он должен дать другое прокаженным или кому иному.
По всякому поступку, совершенному магистром по совету монастыря, он должен
спрашивать мнения у всех и у каждого из братьев, и он примет решение, с которым
будет согласна большая часть братьев и он сам. Все братья ордена Храма должны
быть в повиновении у магистра, и магистр также должен повиноваться своему
монастырю.
Приведенные фразы довольно ясно раскрывают отношения между магистром и его
капитулом. Первый обладает значительной, но не абсолютной властью: она
ограничена правом капитула на обсуждение, как и уставом и обычаями,
увековеченными в "Своде", который тамплиеры всегда соблюдали очень точно. Что
касается капитула, то главенство в нем несколько колеблется между pars magna
(большинством) и pars saniora (мудрейшей частью) сообщества рыцарей. Можно
предположить, что указания исходили преимущественно от совета магистра,
маленькой группы высших орденских сановников и уважаемых рыцарей, которые
составляли окружение главы и которых генеральный капитул призывает ставить
подписи под его решениями.
Свод сенешаля, который следует за сводом магистра, сообщает нам довольно мало
об этом административном лице, которое в истории ордена находится в тени, между
магистром и маршалом - много более заметными. Однако, сенешаль является вторым
по старшинству сановником ордена Храма; при избрании магистра выбор достаточно
часто падает на обладателя этой должности. [211]
Сенешаль, как и магистр, имеет четырех лошадей, но вместо мула у него парадный
конь. Ему служат: два оруженосца, писец, чтобы читать Часослов, писец,
понимающий по-сарацински, два мальчика на побегушках, один братсержант и один
местный пехотинец-туркопол. Как и магистр, он должен иметь достойного
компаньона, который сопровождает его в любых обстоятельствах.
Сенешаль отправляется с буллой, идентичной булле магистра, чтобы замещать его
во всех местах, где того нет. В лагере он живет в круглом шатре и водружает
gonfanon baussant [*9] - знаменитый стяг тамплиеров, argent au chef de sable.
[*10] Из знамени тамплиеров постарались сделать нечто таинственное, называя его
beauseant [212] или еще фантастичнее. Слово baussant попросту означает
"окрашенный в два цвета", в данном случае черный и белый. Отсюда само знамя
рыцари стали называть le baussant (но никогда - beauseant).
Жак де Витри, который был одним из друзей Дома и собирал сведения
непосредственно у тамплиеров, рассказывает, что они носят "бело-черное знамя,
которое называют "le Beaucent", показывая, что открыты и доброжелательны по
отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов <...> Львы на войне, агнцы
во время мира". [213] Но символика выражена изображением на знамени, а отнюдь
не скрытым в его названии таинственным значением.
Сенешаль может подарить парадного коня или мула, боевое седло, красивый
серебряный кубок или одежду из "разноцветной или ярко-красной ткани. Но дары
сии следует делать по совету братьев, которые окажутся в этой стороне, к пользе
|
|