|
Магистр может одалживать богатства Дома до тысячи золотых монет с согласия
части достойных мужей Дома. И если магистр захочет одолжить большие богатства,
он должен это сделать по совету большей части достойных мужей. Магистр может
дать сто золотых монет или коня достойному мужу, другу Дома, а также может
подарить золотой или серебряный кубок, или разноцветную одежду, или другие
красивые драгоценности стоимостью по меньшей мере в сто золотых монет, к пользе
Дома <...> Он может дарить всякое вооружение, за исключением меча, железного
наконечника копья или боевого кинжала - их дарить нельзя.
Тамплиерам нравится делать подарки, об этом будет говориться и в дальнейшем.
Стоимость даров должна быть пропорциональна рангу дарителя, начиная с красивых
драгоценностей до мелких вещей, которые братья имеют право дарить друг другу:
маленький английский нож, фонарь или что-нибудь, сделанное ими самими, что
ничего не стоило Дому. Говорят даже о собаках и кошках, которых могут подарить
знакомым вне ордена Храма.
Личная власть магистра в отношении внешней орденской политики ограничена, как и
личная власть других высших администраторов ордена великих бальи.
Магистр не может ни уступить землю, ни отчуждать ее, ни взять на себя
содержание замка какойлибо области, кроме как по совету со своим капитулом. [Он
не должен также] ни начинать войну, ни заключать перемирие ни на земле, ни в
замке, служащем резиденцией орденской сеньории, без согласия монастыря. Но если
бы оказалось, что перемирие нарушено, магистр может его продлить по совету
братьев, находящихся в этой стране.
Магистр не может поставить командоров во главе королевств, по крайней мере,
пускай он это делает по совету капитула. А что касается прочих командоров
земель и других бальи, то ввиду нехватки земель назначение их, согласно мнению
капитула или без оного, остается на усмотрение магистра <...>
Когда магистр отлучается из Иерусалимского королевства, он оставляет
заместителем командора Святой Земли или кого-либо иного.
Но тот, кто пребывает на его месте, не получает никакой власти, кроме как
созывать совет, если чтото случается во время отсутствия магистра, и собирать
капитул, и раздавать доспехи <...>
Так, Жоффруа Фуше, командор Королевства, был одновременно великим командором
ордена во время отсутствия в Египте Бертрана де Бланфора и передал на Запад
весть о потере Харима. Следует особо отметить малую власть великого командора,
ибо инициатива ордена многократно будет стеснена во время отсутствия магистра
или по его смерти.
"Свод" неопровержимо доказывает существование постоянной и обоюдной связи между
Святой Землей и Европой, - именно последняя была для палестинских тамплиеров
Заморской землей. Дома Запада направляли ордену Храма разного рода ценности:
золото, серебро, ткани, одежду, доспехи, конскую сбрую, лошадей. С Востока
тамплиеры направляли своих братьев для инспектирования провинций, а также на
покой - пожилых или больных рыцарей.
Когда богатства прибывают из-за моря, они должны быть доставлены в казну по
приказу командора королевства Иерусалимского [казначея ордена Храма], который
не должен ни сам брать что-либо, ни мешать магистру увидеть привезенное и
распорядиться о нем.
Это же предписание распространяется на лошадей, которых передают в распоряжение
маршала - включают в его караван.
Во время проведения нами генерального капитула, если магистр желает отправить
братьев за море из-за их болезней или по нуждам Дома, он должен позвать маршала,
смотрителя одежд, командора Акры и трех или четырех достойных мужей Дома и
сказать им: "Пойдите посмотрите на братьев, которых полезно будет послать в
различные страны за морем". И они должны пойти в лекарню посмотреть на братьев,
а также и на тех, кто вне ее. И они обязаны записать тех, кого им рассудится
отправить за море, и затем возвратиться к магистру и показать ему записанное. И
если есть что-то, что требует изменения, это должно быть изменено по их
согласию.
И если контролер или командир, назначенный генеральным капитулом, отзывается
магистром или монастырем и, по какой бы ни было причине, остается, он
отрешается от должности и должен отослать магистру и монастырю Буллу и Кошель.
Булла (bulle) - печать ордена, знак его власти; Кошель (bourse) фонды, которыми
он распоряжается. Вместе они служат признаками орденской должности.
Известно порядка двадцати образцов печатей ордена Храма. На одной из наиболее
древних, на грамоте Эврара де Бара, [*6] изображен храм, увенчанный куполом. На
другой, датированной около 1200 г., изображены два рыцаря, сидящие на одном
|
|