|
Как уже упоминалось ранее, наиболее гибкой структурой обладали десять или
двенадцать (число их не было постоянно) провинций Запада: Франция, Англия с
Шотландией и Ирландией, Фландрия, Овернь, Пуату, Аквитания, Прованс, Каталония,
Арагон, Португалия, Апулия, Сицилия, Венгрия - всюду имелись магистры или
командоры, но командоры нередко управляли одновременно несколькими провинциями,
например, Провансом с Каталонией, или "Провансом и различными частями Испании".
В документах мы находим также упоминания о командорах Западных Провинции и
визитерах [смотрителях, контролерах], которые инспектировали Дома одной или
нескольких провинций.
Монастырь Испании служил аналогом Заморскому Дому ордена, поскольку от Наварры
до Мерсии, как и в Святой Земле, тамплиеры беспрерывно воевали. Но все другие
провинции существовали лишь для того, чтобы оказывать обоим монастырям
поддержку; исключение делалось только для некоторых прибрежных городов, таких,
как Тулон, где командорство включалось в местную оборонную систему. [208]
Тамплиеры объединялись в капитулы двух видов. Обычный капитул, вроде суда чести,
собирался раз в неделю "повсюду, где бы ни находились вместе четверо или более
братьев", чтобы осуждать ошибки и решать вопросы каждодневного управления
имуществом командорства. Генеральный капитул состоял из всей братии монастыря,
великих бальи (высших судебных чинов) и командоров всех рангов. На генеральном
капитуле обсуждали администрацию ордена, назначение должностных лиц. Это была и
апелляционная курия для судебных дел, возвращенных обычными капитулами.
Генеральный капитул одобрял решения, принятые советом магистра, своего рода
тайным советом, где заседали великие бальи и избранные рыцари, принимавшие
решения, касавшиеся внешней политики Дома. Также, по крайней мере раз в год,
проводились генеральные капитулы провинций.
"Свод", или иерархически выстроенные статуты, как представляется, восходит к
магистерству Бертрана де Бланфора. По времени они предшествуют потере
Иерусалима в 1187 г., ибо содержат детали обязанностей командора города,
паломничеств к Иордану, порядок распределения добычи, захваченной по ту сторону
реки, и привилегий выделять охрану для Животворящего Креста Господня, реликвии
ордена Храма, утраченной в битве при Хаттине в июле 1187 г. Поскольку
маловероятно, чтобы подобный важный документ был составлен в смутное время, -
после смерти Амальрика I в 1174 г., - его можно, по крайней мере предварительно,
отнести к эпохе, когда орден Храма возглавлял Бертран де Бланфор.
"Свод" написан по-французски и заслуживает внимания из-за содержащихся в нем
восхитительных подробностей нравов и военных обычаев тех времен, равно как и
обычаев ордена Храма.
Магистр имеет право на четырех верховых животных - лошадей или мулов, кроме
того, - одного туркомана или декстрария, [*5] т. е. отборного боевого коня. Его
сопровождают один брат-капеллан и один писец с двумя оседланными лошадьми и
одним вьючным животным для перевозки вещей и походного алтаря, перед которым
служат мессу. Слуга из благородных (оруженосец) на коне несет щит и копье
магистра.
И когда последний прослужит ему некоторое время, он [магистр] сможет сделать
его братом-рыцарем, но пусть он этого не делает слишком часто.
В число личных слуг магистра входят: кузнец, знающий арабский язык писец, повар,
два мальчика на побегушках, один сержант с двумя верховыми лошадьми, один
туркопол, или всадник из местных жителей, выполняющий обязанности гонца. [209]
Магистр должен иметь двух братьев-рыцарей в качестве компаньонов, которые
должны быть столь достойными мужами, что не могли бы быть исключены из
какого-либо совета, в котором будет пять или шесть братьев.
Все вместе они являются близкими советниками магистра и контролерами его
публичных или частных действий.
Как и Людовик Святой, тамплиеры больше ценили мужа благоразумного, нежели
отважного. В их рядах проявление храбрости было необходимо, но устав
предназначает похвалы рыцарям мудрым и доброй жизни.
Компаньоны магистра получают "ту же меру ячменя [для своих лошадей], что и
магистр <...> и когда идет война, и братья совершают переходы, то довольствие
должно быть общим и не должно возрасти или уменьшиться иначе, как по решению
капитула. И то же самое касается масла и вина".
В начале "Свода" обнаруживается - даже в том, что касается магистра постоянная
забота о равном дележе, исключении всякого расточительства, не скупясь, однако,
ни на питании рыцарей и гонцов, ни на корме вьючных животных, столь необходимых
для службы в ордене Храма.
Далее составитель "Свода" рассматривает навыки доброго управления имуществом
Дома и то, как упорядочить расходы, продолжая жить на широкую ногу, с рыцарской
заботой об учтивости и щедрости.
|
|