|
передали Насредцина посланцам нового египетского визиря, получив 60 000 динаров,
убийцу отвезли в Каир, где его, прежде чем предать смерти, в течение многих
дней мучили женщины гарема. [150]
Возможно, тамплиеры воспользовались случаем, чтобы установить полезные связи с
каирским двором. Усама рассказывает эту историю беззлобно, не внушая мысли о
том, что рыцари действовали бесчестно. Но Гийом Тирский, тамплиеров не
переносивший, придает событиям совершенно иную окраску.
Насреддин, оказавшись пленником тамплиеров, пробыл в их руках довольно долго,
чтобы получить наставление в главных догматах христианской веры, выразить
желание обратиться к ней, и чтобы изучить французский язык [за четыре дня!].
Именно тогда тамплиеры, соблазненные предложейием 60 000 динаров, выдали его
египетскому двору, который предал его смерти <...> [151]
Критическое отношение к фактам доказывает лживость рассказа, сочиненного, чтобы
очернить орден, могущество и богатства которого уже породили немало завистников,
рассказа, в который архиепископ Тирский имел заблуждение поверить и воспринять
слишком легкомысленно. [152]
Когда Усама прибыл в Дамаск, город только что был взят Нуреддином, сыном Зенги.
Он хорошо принял Усаму и подарил ему рыцаря из числа руководителей тамплиеров,
прозванного Меченый, за которого франки предлагали выкуп в тысячу динаров.
Усама обменял этого тамплиера на своего брата, пленника ордена. [153]
ГЛАВА VII
Дороги Вавилона
Магистерство Андре де Монбара длилось недолго. Он yмep 17 января 1156 г. после
тридцати лет служения ордену Храма, где был почитаем и любим. [154] Новому
магистру, Бертрану де Бланфору, суждено было стать одним из крупнейших деятелей
ордена. Бертран, вероятно, был родом из Тулузы, где за 20 лет до этого семья
Бланфор уже жертвовала в пользу ордена Храма. [155]
Возвышение Бертрана де Бланфора началось с темниц Алеппо; прикрывая отступление
иерусалимского короля, он со своими восьмьюдесятью восьмью рыцарями стал
пленником на Броде св. Иакова 18 июня 1157 г. [156] и сохранил чувство
глубокого недоверия к "премногоопасному" Нуреддину, как называет он сына Зенги.
Действительно, мятежи и раздоры в Египте внушали опасения, - как бы Нуреддин не
объединил весь исламский мир в ходе завоевания Каира, подобно тому, как недавно
он завоевал Дамаск.
Король Иерусалимский Балдуин III умер в 1162 г. Ему было только 32 года, и его
гибель стала трагедией для Святой Земли. Молодой, красивый, безупречный, он был
оплакан даже своими врагами. "Почтим траур христиан, говорил Нуреддин, -
поскольку они потеряли несравненного короля". Наследовавший ему брат Амальрик
(Амори) был уже зрелым мужем 28 лет, весьма одаренным, как и все представители
Анжуйского Дома, хорошим организатором и ловким дипломатом, но гораздо менее
привлекательным, чем Балдуин. Подобно Нуреддину, он обратил свой взор на Египет
и жаждал завладеть богатыми городами Дельты.
Первую экспедицию против каирских Фатимидов Амальрик провел в 1163 г. Это был
всего лишь набег, но он доказал королю, что Египет станет легкой добычей для
завоевателя - будь им он сам или Нуреддин. На следующий год, когда одна из
противостоящих сторон в Египте вела переговоры с султаном Дамаска, другая
обратилась к иерусалимскому королю. Амальрик выдвинул свои условия:
освобождение франкских пленников в Каире и ежегодный налог, поступающий в его
казну. И в июле 1164 г. он во главе войска, с братьями обоих орденов [Храма и
Госпиталя] отправился во вторую экспедицию к долине Нила, где его уже опередил
Ширкуф, один из эмиров Нуреддина.
В письме, адресованном Людовику VII Французскому, Бертран де Бланфор четко
описывает военную и политическую ситуацию:
Вы уже должны были услыхать, почему, когда и с какими намерениями начали мы
войну в Египте под знаменем Креста и с нашим сеньором королем. Ибо сей
преопасный Нуреддин при посредничестве Сиракона [Ширкуфа] захватил Вавилонское
королевство [Египет], надеясь многочисленностью своих сил окружить нас по суше
и по морю так, чтобы не смогли ускользнуть даже беглецы и трусы. В этом
состояла его цель, и с этим намерением послал он Сиракона в Вавилонию -
объединиться с бесчисленными вавилонянами, то ли путем завоевания, то ли путем
притворного мира. Также надеялся он заключить союз между обоими очень
могущественными королевствами, Вавилонией и Дамаском, который бы уничтожил само
имя христиан. [157]
Амальрик и франки пересекли Синайскую пустыню и осадили Бильбейс [Пелузий],
город в Дельте, где с гарнизоном в тридцать тысяч человек (по словам магистра
ордена Храма) и на довольно неустойчивой военной позиции стоял Ширкуф. К
несчастью, Нуреддин воспользовался отсутствием короля Иерусалимского и войск
|
|