|
было большим и было разрушено, так что в нем никто не жил: это бъш один из пяти
городов филистимлян. Король и бароны полагали, что, если бы они смогли вновь
обнести Газу стенами и укрепить, Аскалон оказался бы со всех сторон окружен их
крепостями <...>
Однажды они все собрались и приехали на это место, и обнаружили высокие стены,
церкви в руинах, разрушенные водоемы, колодец с чудесной живительной водой,
по-видимому, это было величайшее творение. Оно раскинулось на довольно высоком
холме, но так как кольцо стен было достаточно широким, мудрые мужи ясно поняли,
что снова восстановить все эти стены - дело нелегкое. Слишком продолжительные и
большие расходы пришлось бы понести, и весьма серьезным делом было бы укрепить
хорошо. Поэтому они взяли часть этой земли, заложили там фундаменты и возвели
тяжелые и крепкие башни, высокие и толстые стены, отвесные и глубокие рвы;
превосходно был построен сей замок, и всё это - по общему совету тамплиеров,
ибо тогда в этом ордене доставало братьев, бывших добрыми рыцарями и достойными
мужами. И заполучив его, они прекрасно охраняли замок. Много неприятностей
доставили они оттуда жителям Аскалона <...> [147]
С 1140 г. тамплиеры являлись сеньорами Сафета в Галилее; возможно, они
надеялись стать хозяевами Аскалона, когда этот порт попадет в руки христиан.
В 1153 г. франки начали осаду этого последнего стратегического укрепления
египетских сарацин. Через четыре месяца египетский флот прорвал блокаду,
доставив гарнизону продовольствие и подкрепления. Павшие духом сирийские бароны
были готовы снять осаду, но госпитальеры и тамплиеры держались стойко, и борьба
продолжилась. Наконец, 13-го августа осажденные обстреляли их огнем, пытаясь
поджечь боевые машины франков, но ветер перебросил пламя на стены. Они горели
всю ночь, а на заре часть стены рухнула.
Великий шум произвело сие разрушение, такой, что подскочило все войско, и все
бросились к оружию, чтобы войти в город через этот пролом в стене. Но великий
магистр ордена Храма, Бернар де Тремеле, со своими тамплиерами намного опередил
других и оказался у этого пролома, дабы никто, кроме его братьев, туда не вошел.
А поступил он так, чтобы захватить побольше добычи в городе. Ибо обычай сей
тогда был распространен в Заморской земле, чтобы придать отваги смелым
действиям из-за вожделения: когда крепость бралась силой, каждый вступающий в
нее мог получить для себя и своих наследников все, что он захватит у врага. Но
в городе Аскалоне было столько ценностей и прочей добычи, что все, кто был
снаружи, если бы им удалось, могли бы обогатиться сообразно тому, кем был
каждый. Случается много раз, что дела, начатые с дурными намерениями, не
приводят к доброму концу, и сие было здесь хорошо доказано. Ибо в город
проникло сорок тамплиеров, а прочие обороняли брешь в стене, за ними никто не
последовал. Турки, которые поначалу были ошеломлены, увидели, что за теми, кто
был внутри, никто не идет. Итак, они воспряли духом и бросились на них со всех
сторон. Тамплиеры, которых была лишь горстка, не смогли защититься и, таким
образом, были перебиты. Когда турки, которые уже отчаялись, услыхали об этом
деле, они осмелели и приободрились из-за этого происшествия; тогда они стали
сбегаться все вместе к узкому проходу в стене и защищать вход. Они поспешно
подтащили к пролому большие балки и брусья всех пород дерева, которых у них
было достаточно; таким образом, вскоре проход в стене был так хорошо заделан,
что никто не мог туда войти <...> Потом они схватили тех тамплиеров, которых
убили, и повесили их всех на веревках на стенах пред войском. [148]
Атака провалилась, и осада растянулась на многие недели до сдачи города.
Из этого обстоятельного рассказа очевидна непростительная ошибка Бернара де
Тремеле, которая, хотя и частично, искупается его смертью в проломе. Однако Жак
де Витри приводит много более благоприятную для тамплиеров версию дела, в
которой повешенные рыцари предстают мучениками. [149] Именно здесь мы встречаем
первое из бесчисленных обвинений, которыми осыпали тамплиеров архиепископ
Тирский и его продолжатели. Их претензии весьма обоснованны, но можно было бы
много сказать и об их предубеждениях, переходящих в настойчивое желание
переложить на Дом упреки в неудаче. Следует посмотреть, как Гийом Тирский
излагает другую историю, поистине клевещущую на тамплиеров, и только их друг
Усама, сам того не ведая, снимает с них обвинение.
Усама жил в Каире с 1144 по 1154 год. Его пребывание там закончилось кровавой
драмой: придворный фаворит Насреддин убил халифа, двух его братьев и великого
визиря. Мамлюкская гвардия восстала, и Насреддину пришлось бежать; он покинул
страну в окружении эскорта из армянских рабов и отряда в три тысячи всадников,
увозя в караване огромные суммы, похищенные из сокровищницы. Усама и его брат,
отчасти замешанные в покушении, сопровождали Насреддина в бегстве.
Однако сестра халифа, которая должна была отомстить за троих братьев, послала
тамплиерам Газы предупреждение о добыче, переправлявшейся по их территории, и
обещала щедрое вознаграждение, если они отдадут ей Насреддина живым или мертвым.
Тамплиеры захватили караван в оазисе Анн Мувейлех. Армянский эскорт бежал;
Насреддин и брат Усамы были схвачены и препровождены в Газу. Сам Усама
ускользнул, пересек франкскую сеньорию за Иорданом и прибыл в Дамаск. Через
четыре дня после схватки (Усама тщательно датирует свой рассказ) тамплиеры
|
|