Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Марион Мелвиль - История ордена тамплиеров
<<-[Весь Текст]
Страница: из 154
 <<-
 
достаточно хорошо осведомлены о структуре орденских командорств. В Европе, за 
исключением Иберийского полуострова, тамплиеры военной силой не располагали, не 
строя никаких замков, поскольку было решено никогда не сражаться против других 
христиан, хотя, особенно в глухих землях или на границах, существовали 
небольшие укрепления, способные оказать сопротивление разбойникам и грабителям. 
Сельские командорства тамплиеров создавали земледельческие хозяйства, часто 
весьма развитые; при этом было бы заблуждением полагать, что орден предпочитал 
дома и ренты землям, пригодным для обработки. Городские командорства являлись 
скорее складами и конторами. Орден Храма существенно отличался от прочих 
монашеских орденов определенной земной миссией - защитой Святой Земли; он 
нуждался в средствах, и функцией его западных командорств было их 
предоставление. У цистерцианцев, прошедших сходный путь развития, увеличение 
доходов было спорадическим; у тамплиеров же - необходимым и желанным. Рыцари 
Храма не были новаторами, и вполне практичное предпочтение, которое они 
оказывали арендной плате, вело к превращению зависимых крестьян с их "рабскими" 
наделами в лично свободных земледельцев; сегодня это назвали бы "социальным 
возвышением" крестьян, зависевших от ордена. Управление, которое вели тамплиеры,
 представляется справедливым. Они распоряжались ценностями согласно законам и 
обычаям того края, в котором обосновывались, и чаще всего обретали командоров 
среди мелкой знати с таким расчетом, чтобы их имения органично входили в жизнь 
местности.

Командорства поначалу состояли из давших обет братьев: рыцарей, сержантов или 
братьев-ремесленников; последние начинают преобладать на протяжении XIII в.: 
почти все свидетели на процессе, оборвавшем жизнь ордена, были 
братьями-сержантами, и именно в этом - одна из особенностей истории ордена 
Храма во Франции, нередко игнорируемая.

Вокруг монастырского ядра и формировалась вся организация добровольцев. Прежде 
всего, донатов - тех, кто всецело подчинялся ордену или довольствовался его 
покровительством вместе со своими семьями и имуществом согласно присяге, 
гласившей: "Отдаю тело мое и душу, мои земли и мою власть Дому ордена Храма, в 
руки магистра имярек"; в действительности же соглашение обычно заключалось на 
очень разных условиях. Далее следовали собратья (и сестры): благотворители, 
великие и малые; родственники давших обет братьев, каков бы ни был их статус; 
мирские рыцари, служившие временно в Палестине; женатые мужчины, примкнувшие к 
ордену Храма. На всех распространялись духовные привилегии, они имели доступ к 
сокровищницам милостей ордена и для себя могли выбрать место погребения на 
кладбищах командорства. Наконец достойные мужи, друзья Дома, светские советники,
 посредники, а в случае надобности - заступники; тамплиеры отзываются о них с 
уважением.

Среди сервов и вилланов мы встречаем особый класс - люди Храма. Но в чем их 
отличие от прочих? Известно, что они носили красный крест на своих одеждах, что 
этим знаком были помечены их дома и стада; можно предположить связь между этими 
людьми Храма и фактом избавления их сеньоров от налога на первые плоды с земель,
 ими распаханных; тамплиеры также не платили ни десятины от урожая с полей, 
которые они обрабатывали собственными руками или за свой собственный счет и 
повинности, ни за корм для своих животных. Но если некоторые 
братья-ремесленники и в самом деле брались за плуг, в ордене Храма все же не 
существовало категории, сопоставимой с послушниками, которые трудились на земле 
у цистерцианцев. Быть может, подобную роль в ордене играли люди Храма, 
украшенные красным крестом?

Все зависящие от ордена извлекали выгоду из своего положения, особенно в 
смутные времена; они включались в Божье перемирие, [*11] и чинившие им насилие 
попадали ipso facto под отлучение, если до этого доходило, ибо сами тамплиеры, 
похоже, решительно защищали своих. Преданные ордену люди считались свободными 
от повинностей, - от Них были избавлены тамплиеры, каким бы ни было мнение 
сборщиков налогов. Папская булла запрещала приходским священникам налагать 
(даже под видом покаяния) на них денежные штрафы. Английский легист сэр Джон 
Коук рассказывает, что поскольку красный крест был признаком состояния 
тамплиеров и поскольку их жилища пользовались большими привилегиями, люди в 
Англии водружали кресты на свои дома, чтобы думали, будто обитатели этих 
строений принадлежат ордену. Воспоминание об этом сохранилось надолго, так как 
Коук писал уже в XVII в. [74]

Уместно отметить, какой притягательной силой обладал орден Храма для среднего 
класса - начиная с мелкой знати - по крайней мере, в течение первого столетия 
своего существования. Орден получал от этих людей большую часть пожертвований; 
из них состояла большая часть рыцарей и сержантов. Это общепризнано в отношении 
Англии, но равным образом характерно и для Франции, Прованса и даже Испании. 
Средний класс составлял наиболее надежную опору социального порядка в Средние 
века. Из него поставлялись королям лучшие администраторы, и орден Храма 
заимствовал из их опыта наиболее надежные методы и связи. Домом управляли 
выходцы из той же среды, что и слуги короля Англии Генриха II Анжуйского или 
короля Франции Филиппа II Августа, показавшие себя столь же способными в 
управлении монаршим имуществом. Описи, картулярии командорств - от Англии до 
Руссильона - везде, где бы они ни находились, свидетельствуют о беспристрастном 
управлении, о безукоризненной бухгалтерии.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 154
 <<-