|
пойти еще дальше и сказать, что друид и брахман были наследниками общей ученой
и культурной традиции.
Ирландское общество основывалось на семейной группе из четырех поколений (см.
ниже с. 124), и то же самое можно предположить о кельтах. Более крупной
единицей было племя. Во времена Цезаря в Галлии было около 50 племен, из
которых лишь немногие знали институт королевской власти. Большинство из них
приняло олигархическую форму правления. Поэтому больше всего о королевской
власти у кельтов мы узнаем из ирландских источников [30].
О религии кельтов было написано очень много, но картина остается туманной.
Цезарь говорит, что галлы поклонялись Меркурию, Аполлону, Марсу, Юпитеру и
Минерве. В этом случае он просто отождествляет галльские божества со своими
римскими богами. Он не приводит ни одного галльского имени. Эти имена сообщают
нам другие историки; множество имен появляется и в посвящениях на обширной
территории, когда-то населенной кельтами, от Галатии в Малой Азии до Испании и
Британии. В целом мы располагаем списком, состоящим из более 400 имен, и более
300 из них зафиксированы единично. Может быть, это имена местных божеств, так
как у каждого племени или группы племен был отдельный культ.
Одним из важнейших имен в этом списке является имя Луг, валлийское Ллеу.
Оно появляется в посвящениях из Авранша в Швейцарии и из Асмы (Таррагона) в
Испании во множественном числе, Lugoues, Lugouibus [31], и присутствует в
географическом названии Лугудунум, названии Лиона, Лудона, Лаона и Леона во
Франции, Лейдена в Голландии и Лигница в Силезии. Должно быть, Луг был великим
кельтским богом, но мы не знаем, каковы были его основные функции. В Ирландии
он был богом Лугназада, 1 августа, очевидно, праздника урожая, и, таким образом,
мог быть богом плодородия. В Лионе в этот день, по-видимому, вместо древнего
праздника Луга, отмечался праздник Августа. Маире МакНейлл показала, что его
праздник отмечался по всей Ирландии до наших дней [32]. Другим именем Луга было
Финд, "Светловолосый", сохранившееся на континенте в форме Vindonnus[27], и в
некоторых географических названиях: Uindobona (Вена), Vindonissa и т. д. [33]
Поэт Лукан говорит, что богами кельтов были Эсус, Таранис и Тевта-тес; два
последних имени отражены в валлийском taran (ирландское torann) "гром" и tud
(ирландское tuath) "племя". Слабость отражения этих имен предполагает большой
интервал между первым кельтским заселением Британских островов и датировкой
наших галльских данных. Огмиос, бог красноречия, описанный Лукианом (см. ниже с.
173), и ирландский Огма, фигурирующий в Битве при Маг Туиред, близки по форме,
если не по функции, хотя Турнайзен отвергал их тождественность [34].
Определенно кельтским был культ Матерей - Мать Земля как источник
плодородия почиталась в троичной форме под названием matres или matronae.
Посвящения, сохранившиеся на монументах в Галлии, написаны на латыни, а фигуры
иногда изображаются с корзинами плодов или рогами изобилия или с детьми на
коленях. Существует валлийское географическое название Y Foel Famau "холм
матерей", сохраняющее эту традицию.
Один бог чаще всего представлен в виде трехглавого бога, сохранилось 32 его
изображения. В Ирландии Три Бога Ремесла (Три Бога Дану)-это Гоибниу, Лухта и
Кредне [35]. Есть три Бригиты [36] и три Финд [37]. Иногда у бога есть спутница.
Сукеллос (бог с молотом) и Нантосуелта, Луксовий и Бриксия, Бормо и Дамона
появляются на монументах вместе. Мадам Жонваль в своей книге Dieux et Heros des
Celtes предполагает, что боги носили общенациональный характер, являясь
защитниками всего народа, а богини были местными, сельскими духами плодородия
или войны. Брак бога-вождя с матерью-богиней гарантировал народу защиту и
плодородие.
И вновь мы вспоминаем об индуизме, в котором у бога была спутница-женщина,
его sakti, или источник силы. Так, супругой Индры была Сачи, Шивы - Ума, Вишну
- Шри-Лакшми. Брахма, Вишну и Шива составляют троицу Создатель, Восстановитель
и Разрушитель, Trimurti ("в троичной форме"). Впрочем, трехглавый бог
присутствует во многих культурах [38].
Другая характерная черта кельтской религии состоит в том, что объектами
поклонения были колодцы, реки и священные деревья, имевшие богов или
богинь-покровителей. Некоторые реки были божественными сами по себе. В истоке
реки Сены находилось святилище богини Секваны, а рядом с истоком Марны -
святилище богини Матроны. В Ирландии богинями были Боанн (Бойн) и Шинайнн
(Шэннон). Кроме того, были боги-животные: Тарвос Тригаранос, изображенный на
знаменитом парижском монументе в Музее Клюни [илл. 4]; кабан, [28] Моккос;
богиня Эпона, имя которой предполагает культ лошади; и богиня Артио, возможно,
медведица [39]. Рогатый бог Цернуннос появляется на Котле из Гундеструпа с
оленем [илл. 5], а богиня Дамона предполагает культ коровы.
Жрецами, отправлявшими культ этих богов, были друиды, о которых многое
рассказывает Цезарь. Они совершали частные и публичные жертвоприношения. Они
учили, что душа бессмертна и после смерти переходит в другое тело,
приблизительно как у индийцев. Они учили также, что все люди происходят от Дита,
бога Иного мира, знали астрономию и естественную философию (см. выше с. 24)
[40].
После победы захваченные животные приносились в жертву богу войны. Иногда
приносились человеческие жертвы, и Цезарь говорит, [29] что в таких случаях
предпочтение отдавалось преступникам, но если преступников не было, на их место
выбирались другие люди. Этот дикарский обычай упоминает и Лукан в хорошо
известном отрывке, где говорится, что боги Эсус, Таранис и Тевтатес
умиротворялись человеческими жертвами [41]. Жертвоприношения, возможно, также
проводились на частных обрядах или регулярных годовых праздниках, но о
галльских праздниках или ритуалах нам почти ничего не известно, так как сами
|
|