Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
сейчас, так как они убедительно доказывают, что ученая традиция, унаследованная 
галльскими друидами, была передана ими ирландским филидам. 
    Метры Ригведы, самые ранние известные формы индоевропейского стиха, 
основаны на строке с фиксированным числом слогов, первая [24] половина которых 
была свободна в отношении долготы, а каденция фиксирована в форме ОО-О. Мейе 
давно продемонстрировал идентичное происхождение греческой метрики, а 
сравнительно недавно Роман Якобсон проследил его в современном славянском 
стихосложении. Калверт Уоткинс убедительно, по нашему мнению, показал, что 
древнеирландская гептасиллабическая строфа происходит из этой индоевропейской 
формы и что другие ирландские метры являются ее вариантами, тем самым 
подтвердив древность кельтской традиции и общность наследия друидов и брахманов 
[24].
    Вторым важным моментом является юридическая традиция. Самые ранние отрывки 
древнеирландских законоведческих трактатов датируются VII, может быть даже, VI 
веком. Они написаны в стихотворной форме, обычно семисложной строфой, 
заканчивающейся дактилем (фиксированная каденция), что говорит об устной 
традиции; их содержание относится к системе обычного права, близкую параллель к 
которому можно обнаружить в Manavadharmasastra, индийских законах Ману [25].
    Доктор Бинчи обратил внимание на некоторые соответствия между ирландскими и 
индийскими законоведческими книгами. В обеих странах закон состоит из 
канонических текстов, наделенных священным происхождением, а к его толкованию 
допускается исключительно привилегированная каста. В обоих случаях мы наблюдаем 
юридические школы с варьирующими традициями интерпретации. Отношения между 
учеником и учителем (ирландские felmac и fithithir; санскритские sisya и guru) 
были сходными, с возможным правом наследования. Индийская sapinda, семейная 
группа из четырех поколений, потомков общего прародителя, по всей видимости, 
обладала тем же значением и функциями, что и ирландская derbiine и валлийская 
gwely. Ядерная семейная единица была в обеих системах одной и той же.
    Закон о "назначенной дочери" является характерной чертой как греческой, так 
и индийской юридической системы. В Греции назначалась своим отцом, если у него 
не было сына, чтобы родить ему внуков от определенного супруга, обычно ее 
ближайшего родственника со стороны отца. Эти внуки становились его законными 
наследниками и наследовали его состояние. В Индии дочь, на которую возлагалась 
такая обязанность, называется putrika "сходная с сыном" (putra "сын"), и 
параллель с ирландской системой здесь даже ближе, так как этот обычай 
впоследствии утратил свою силу, и если не было сыновей, то наследницей могла 
стать дочь. Позднее она обладала правами наследования только на срок своей 
жизни, и после ее смерти состояние возвращалось ее родичам по отцу. [25]
    Таково положение ирландской ban-chomarba, "наследницы-женщины", но 
существовал и более ранний обычай, в соответствии с которым она выходила за 
родича и рождала наследников своему отцу. То, что и в Индии, и в Ирландии 
развитие закона было одинаковым, предположительно всего лишь совпадение, но 
первоначальный статус putrika и banchomarba, очевидно, отражает общую 
индоевропейскую традицию [26].
    Еще большее впечатление производят ирландские и индийские законы о браке. В 
Индии было восемь форм брака: brahma, daiva, arsa, praja-patya, asura, 
gandharva, raksasa и paisaca. В первых четырех случаях дочь выдавалась своим 
отцом замуж без выкупа со стороны жениха. Пятая форма - брак с выкупом, шестая 
- свободная связь девушки и любовника, седьмая - насильственное приведение 
(свойственное воинам), восьмая - соблазнение с похищением, называемая низким и 
греховным обычаем (Ману III 20-34). В Ирландии сходным образом существовали 
различные формы брака. В законоведческих трактатах о браке различаются десять 
классов, из которых разъясняются только девять.
    Первые три - обычные браки, различающиеся долей состояния, вносимой каждой 
стороной,- равные доли, состояние, вносимое мужчиной, состояние, вносимое 
женщиной. Другие - временные союзы, и два из них в точности соответствуют двум 
индийским формам, насильственному браку (lanamnas ёспе) и соблазнению с уводом 
(lanamnas tothia). В действительности третью форму, "союз, принимаемый по 
предложению мужчины", можно сопоставить с индийской формой gandharva, свободным 
соединением девушки и любовника.
    Мы можем даже предположить соответствие в количестве форм брака, так как 
Бинчи считал, что два ирландских "союза" являются поздним развитием [27].
    В обеих системах наследование семейной собственности осуществлялось в 
"идеальных" долях, без действительного разделения собственности между 
наследниками; и в обеих существовало различие, с важными юридическими 
последствиями, между унаследованной и приобретенной собственностью.
    В обеих системах существовали различные формы поручительства, игравшие 
важную роль в обеспечении выполнения частных обязательств.
    Особенно интересен обычай поста, соблюдаемого истцом против ответчика, 
обсуждаемый ниже. В обеих системах он опознается как юридическое средство, 
применяемое для того, чтобы вынудить ответчика выполнить требование истца [28].
    Индоевропейские истоки ирландской метрики и поразительное сходство между 
индийской и ирландской юридическими системами, также [26] указывающее на 
индоевропейское происхождение, доказывают, что ирландские филиды, а 
следовательно и кельтские друиды, являлись наследниками той же традиции, что и 
брахманы.
Вандриес давно показал, что группа слов, ассоциированных с религией и 
королевской властью, сохранилась, с одной стороны, в индоиранском и, с другой, 
в италийском и кельтском языках. Их сохранение он приписывает жреческой касте, 
представленной брахманами в Индии и друидами в Галлии [29]. Теперь мы можем 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-