|
церквам (сlas), с определенным количеством подчиненных церквей, известных в
Уэльсе как Пап. Единственное довикингское монастырское образование на острове
Мэн, соответствующее валлийскому сlas, располагалось в Моголде, где сохранилось
богатое собрание крестов, а каменная стела Инрейта предполагает, что Моголд был
резиденцией первых епископов. Здесь, как и кое-где в Ирландии и Шотландии, мы
обнаруживаем в уединенных местах небольшие жилища отшельников, либо единичные,
либо о нескольких хижин, окруженных оградой и содержащих небольшую молельню,
такие как Сrоnk nа Irree Lаа в нескольких милях к югу от Пила. Особой чертой
Мэна является большое число маленьких часовен, окруженных земляной насыпью,
часто воздвигнутых над ранними могилами. Они широко распространены по всему
острову, четыре из них располагались на церковном погосте в одном лишь Моголде.
В ограде обычно находятся также маленькие каменные святилища, более ли менее
прямоугольные, известные как кеШз. Точная датировка на данный момент невозможна,
однако это скопление часовен вокруг церкви в Моголде сравнимо с
многочисленными часовнями, связанными с важнейшими ирландскими монастырями,
такими как Клонмакнойс, где их можно видеть до сих пор.
В Корнуолле, как и в Уэльсе, христианство, вероятно, вело непрерывную
историю с римских времен, ибо, хотя у нас и нет свидетельств раннего периода,
мы видели (см. выше с. 79 и ел.), что Бристольский залив объединял Южный Уэльс
и Корнуолл в единую культуру. У нас есть девять памятных камней, которые по
своей римской эпиграфике могут датироваться V или VI веками, и два из них
демонстрируют раннюю форму монограммы Сhi-Rho54.
Именно римляне первыми научили бриттов резьбе по камню, и несомненно, в
конечном итоге именно этой римской технике бритты обязаны многочисленностью
своих ранних каменных надписей. Кроме того, перед глазами бриттов постоянно
находились римские каменные надписи, разбросанные по всей стране. С другой
стороны, все бритт-ские (латинские) надписи были сделаны на надгробных
памятниках, в то время как римские надгробия носили сугубо официальный и
военный характер. Более того, почти все бриттские надписи V века являются
личными и христианскими. Подобные прецеденты не были характерны для среды
ранних христиан римской Британии, которые, по-видимому, не воздвигали надгробий.
Бриттские надписи с V по VII век [209]очень напоминают надписи христианской
Галлии не только по обычаю именно таким образом чтить память умерших, но и по
используемым формулам и типу написания. Хотя в целом фразеология и эпиграфика
Британии сформировались в небольшой временной промежуток, стилистика надписей
первых британских надгробных камней была заимствована из Галлии в первой
половине V века. Эти характерные черты галльского христианства, очевидно,
появились на западных берегах Британии благодаря постоянному морскому
сообщению55.
Особый интерес в этом отношении представляет одна важная надпись с острова
Англси. Мы уже упоминали мемориальную табличку в церкви Ллангадваладра в память
«славного короля Катамана», то есть короля Кадвана из Северного Уэльса,
умершего в 625 г. Эта надпись выполнена почти чистым рукописным полуунциалом и
представляет позднейшее континентальное рукописное написание того времени. Две
другие надписи с Англси (СIIС nos. 968, 971) выполнены тем же стилем. Сыном
Кадвана был великий Кадваллон, убивший короля Эдвина Нортумбрийского, а церковь
была, очевидно, основана его внуком Кадваладром, умершим в 664 г. У этой
династии были все причины чтить память своего основателя в хвалебных тонах,
напоминающих панегирики бардов, и под их же покровительством двор Англси и
Северного Уэльса вполне мог начать культурное общение с некоторыми галльскими
дворами, отголоски которого мы обнаруживаем в начале IX века.
Мы видели, что саксонские набеги на Восточную и Юго-Восточную Британию не
смогли прервать сообщение Британских островов с континентом, и хотя они должны
были служить серьезной помехой церковным контактам, они, несомненно, не могли
полностью их исключить. В документах зафиксировано, что св. Витриций56, епископ
Руана приблизительно с 380 по 408 г., с которым были знакомы св. Мартин и св.
Паулин Ноланский, посетил Британию около 395 г.; история пелагианства,
анонимные письма, упоминавшиеся выше, и поездка св. Германа в Британию в 429 г.
также предполагают непрерывные связи с Британией в течение всего V века. Это
подтверждает и история колонизации Бретани, а в VI веке мы видели, что страны
по берегам Ирландского моря объединяли с Галлией постоянные морские пути. И на
самом деле именно в этот период в Ирландии появилось христианство.
Как христианство впервые попало в Ирландию? Обычно считается, что обращение
произошло в V веке, вероятно в самом его начале, и, возможно, шло по двум
направлениям. Наши первые достоверные заметки содержатся в «Хронике» Проспера s.
а. 431, согласно которым [210]папа Целестин рукоположил некоего Палладия и
послал его в качестве первого епископа к ирландцам, «верующим в Христа» (in
Christum credentes). Надежность свидетельства Проспера несомненна и
предполагает, что еще до 431 г. в Ирландии существовали христианские общины,
уже обладавшие достаточно серьезной организацией для того, чтобы Рим послал
епископа для обслуживания их потребностей и для включения их в сферу римской
церкви. Прямые континентальные свидетельства, доступные нам, не дают указания
на первоначальный источник обращения, однако поясняют, что древнейшая
христианская организация на острове имела римское происхождение.
С этих пор мы должны опираться на латинские тексты, записанные в Ирландии.
Ранняя и непрерывная ирландская традиция (в латинских произведениях) говорит,
что христианство было принесено в Ирландию св. Патриком57 примерно в то же
время, когда проходила миссия Палладия, или же вскоре после этого. Анналы
Ульстера (s.а. 431), несомненно, опираясь на Проспера, сообщают, что Палладий
|
|