|
епископа Лиона. Констанций также фиксирует второй визит св. Германа, который
скорее всего происходил около 445 г., однако у нас нет данных, подтверждающих
этот факт. Из характера повествования Констанция явствует, что оно было
составлено прежде всего для назидания и не замышлялось как исторический
документ, и сам автор старается снять с себя ответственность за достоверность
приводимых им фактов. Он все еще придерживается литературных стандартов,
привитых в римских школах Галлии39. [205]
Даже Британия все еще извлекала выгоду из школьного образования, введенного
в этой стране римлянами, принимая активное участие в интеллектуальной жизни
континента, а британцы до сих пор могли свободно переезжать на континент и
обратно. Это мы узнаем из собрания датируемых этим периодом анонимных писем40,
возможно, пелаги-анских по тону, определенно либеральных по духу и даже
демократичных по своим взглядам. Одно из этих писем, по-видимому, было написано
британцем, путешествующим за границей, своему отцу, вероятно епископу, так как
сын обращается к нему «honorificentia tua» и «parens delectissime». Автор этого
письма берет с собой свою маленькую дочку для религиозного обучения на Сицилии
и просит своего отца не печалиться по поводу нее, но думать о ней, как если бы
она была сыном, «который для своего образования должен быть на время отделен от
любящих его»41.
По всей вероятности, христианство в Британии имело непрерывную историю. В
Восточной Британии нашествия язычников-саксов все сильнее затрудняли сообщение
с континентальной церковью, и начиная с V века наши континентальные источники
прерываются. После этого мы оказываемся в зависимости от британских материалов,
археологических, эпиграфических и литературных, дополненных ирландскими
(латинскими) источниками по всем этим дисциплинам. Картина, вырисовывающаяся из
них, показывает постоянное распространение христианства на запад наших островов
за пределы Римской империи.
В бриттском (кельтском) королевстве Стратклайд обнаружены останки двух
христианских кладбищ. Эти открытия были сделаны благодаря надписям на
знаменитом Кэтстоуне в Керклистоне в 6 милях к западу от Эдинбурга42, стоящем
посреди могил; и по еще более знаменитому могильному камню из Йерроукерка близ
Селкерка, который также когда-то стоял на большом христианском кладбище43. На
юго-западе полуострова Голуэй располагается большое количество ранних камней с
надписями44. Древнейшим из них считается камень Latinus на острове Уитхорне,
датируемый V или VI веком. Самый любопытный из Керкмадрайнских камней,
поставленных в память о трех священниках, вероятно, также датируется V веком45.
Три Керкмадрайнских камня и два камня в Уитхорне поставлены в память христиан и,
должно быть, находятся на месте древних церквей. В ходе раскопок поблизости
были обнаружены ранние церкви, в частности церкви на традиционном месте часовни
св. Ниниана на острове Уитхорне, в одноименном поселке46 и на острове Ардуэлл47.
Предание VIII века, записанное Бедой (Н. Е. III. 4), утверждает, что св.
Ниниан48 обратил южных пиктов «задолго до того», как св. Колумба обратил
северных. Св. Колумба [207]умер в 597 г. Беда добавляет, что locus (место
монастыря) Ниниана был известен как Candida Casa («белый дом»), «ибо там он
построил церковь из камня, необычного среди бриттов»49.
У нас нет данных о христианизации острова Мэн, Уэльса или Корнуолла. Тем не
менее предполагается, что в Уэльсе христианство без перерывов существовало с
римских времен, хотя это и не подтверждено. Один камень из Пентревойласа в
Денбигшире, V или начала VI века, весьма вероятно был частью раннехристианского
кладбища, располагавшегося на том же месте, где был найден камень50. Возможно,
самым убедительным свидетельством ранней датировки христианской церкви в Уэльсе
является существование в Ирландии ряда христианских латинских заимствований,
по-видимому, занесенных в Ирландию британскими миссионерами еще до прибытия в
431 г. Палладия (см. ниже с. 211). Этого запаса религиозных понятий, с
некоторыми ирландскими дополнениями, было вполне достаточно, чтобы создать
каркас христианской терминологии для общины с еще очень простой организацией51.
Первым валлийским святым в местной традиции является св. Дубриций (валл.
Диврик), однако первое житие валлийского святого — вероятно, «Житие св.
Самсона» из Дола в Бретани — датируется периодом не ранее VII века.
Представляется вероятным, что во времена ранней церкви между землями по
берегам залива Солуэй-Ферт, залива Моркам и Ирландского моря поддерживались
тесные контакты, благодаря которым они представляли собой общее культурное
пространство. Считается, что мэнский язык ближе всего к гэльскому, на котором
говорили в то время в Голуэе52, и вполне возможно, что источником мэнского
христианства53 в ранний период стала процветающая христианская церковь этого
региона. Как бы то ни было, и традиция, и археология предполагают, что
обращение в христианство жителей острова Мэн восходит к V веку, к деятельности
святого, которому посвящена кафедральная церковь св. Германа на острове Пил.
Посвящения св. Патрику, по всей видимости, появляются позднее, а ранние
доскандинавские кресты не демонстрируют особых ирландских черт. Из шести
раннехристианских памятных камней один из Кнок-и-Дуна в Андреасе с надписями
как огамом, так и латинским алфавитом относят к V веку. Из трех наиболее
интересных памятников с надписями древнейшим является так называемый
«ноготковый» столб с надписью, упоминающей епископа Инрейта, датируемый VII
веком.
Мы не располагаем никакими письменными свидетельствами в отношении ранней
мэнской церкви, но, судя по археологическим материалам, мы можем предположить,
что ее структура в целом совпадает [208]с ранними учреждениями кельтской церкви
на Британских островах. Эта церковь была монастырской по своей организации и
состояла из крупных монастырских образований, соответствующих валлийским
|
|