|
о поведении галлов в битве:
"В путешествиях и сражениях галлы пользуются двуконными повозками, а на
колесницах находятся возничий и боец. Приблизившись ко [вражеским] всадникам,
они поражают противника копьями, а затем, сойдя с колесницы, продолжают
сражаться мечами. Некоторые из них презирают смерть настолько, что устремляются
навстречу опасности обнаженными, в одном только поясе. На войну они ведут с
собой и свободных слуг, которых набирают из бедняков и используют в сражениях
как возничих или оруженосцев. Выстроившись к бою, галлы имеют обыкновение
выходить перед строем и вызывать храбрейших из противников на поединок,
потрясая оружием и устрашая врагов. Если же кто примет вызов, они принимаются
превозносить подвиги предков и восхвалять собственную доблесть, тогда как
противника оскорбляют, унижают и словами своими лишают его душевной отваги.
Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней, а
окровавленные доспехи врагов передают слугам и увозят военную добычу, распевая
боевые песни и победный гимн. Лучшую часть добычи они прибивают к стене своего
дома. как бывает поступают с добычей охотники" [21].
В этом случае ирландские источники вновь почти полностью совпадают с
описанием кельтов Галлии. Воины из саг Ульстерского цикла отправляются в бой на
колесницах, а вызов на поединок является центральной темой в великом эпосе
"Похищение Быка из Куальнге". Кухулин, со своим возничим Лаэгом, в своей
двуконной колеснице, вооруженный щитом с мечом и копьем, представляет собой тип
кельтского воина, в точности соответствующий описанию у Посидония.
Вот описание галлов у Диодора, также основанное, по всей видимости, на
Посидонии:
"Внешность у галлов устрашающая, голос - громкий и очень грубый, в речах же
они немногословны и иносказательны, зачастую прибегают к преувеличениям, чтобы
возвысить самих себя, а других - унизить, привыкли угрожать, бахвалиться и
превозносить самих себя, однако умом остры и к обучению склонны. Есть среди них
и поэты, которых они называют бардами. Исполняя песни в сопровождении
инструмента, схожего с лирой, одних они воспевают, других порицают. Есть также
[у галлов] и некие весьма почитаемые мудрецы и теологи, которых называют
друидами. Пользуются галлы и услугами прорицателей, которые у них в большой
чести. [Прорицатели] эти вещают будущее по полету птиц или по внутренностям
жертвенных животных, и весь народ им [22] послушен. В частности, при
исследовании особо важных вопросов, они придерживаются весьма странного и
кажущегося невероятным обычая: окропив человека, его поражают в место над
диафрагмой, а когда тот падает [смертельно] раненный, по его падению и
содроганию тела, а также по истечению крови предсказывают будущее, полагаясь на
опыт Древних и многолетних наблюдений такого рода. Есть у них обычай не
приносить никакой жертвы в отсутствие мудреца, поскольку полагают, что через
тех, кто сведущ в божественной природе и как бы владеет божественной речью, и
следует выражать благодарность богам, и через них же, как полагают, и следует
просить о благах. Не только в мирное [23] время, но и во время войны они
пользуются особым доверием, как и певцы-поэты, причем не только среди друзей,
но и среди врагов. Часто случалось, что когда войска сходились друг с другом
для сражения, обнажив мечи и занеся копья, они выходили на середину и смиряли
[воинов], словно укрощая неких диких зверей. Так вот даже среди самых свирепых
варваров гнев уступает мудрости, и Арес чтит Муз" [22].
Наибольшую ценность во многих отношениях представляет собой широко
известное свидетельство Юлия Цезаря. Согласно его описанию, ставшему одним из
оснований теории Дюмезиля, галльское общество было разделено на три класса,
druides, equites и plebs, три функции (жрецы, воины и земледельцы). Об equites
он говорит, что у более знатных и состоятельных есть многочисленные клиенты.
Цезарь сообщает о друидах больше, чем другие наши источники, упоминая об их
двадцатилетнем обучении, их устной традиции и так далее. О галлах же он
говорит: "Natio est omnis Gallorum admodum dedita religionibus" - "Весь
галльский народ чрезвычайно предан религии". Он сообщает, что друиды учили о
переселении душ и что молодые люди стекались к ним для обучения.
"Говорят, они учат наизусть множество стихов и поэтому некоторые остаются в
школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи,
между тем как почти во всех других случаях... они пользуются греческим
алфавитом. ...Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и
их движении, о величине мира и земли, о природе и о могуществе и власти
бессмертных богов" [23].
Этот класс профессионально образованных людей, жрецов и ученых, по-видимому,
вместе с индийскими брахманами представляет собой общее индоевропейское
наследие. В более поздних и более полных свидетельствах ирландских источников
фигурирует сходный класс, класс филидов, которые, хотя и утратили в
христианском обществе свои жреческие функции, переняли ученые функции друидов в
качестве поэтов, генеалогов и юристов, сохранив также практику скорее устной,
чем письменной традиции. И форма, и содержание их учения демонстрируют
поразительное сходство с традицией брахманов.
Архаизм этой традиции лучше всего виден на ирландском материале,
представленном ниже (глава 10), но два момента заслуживают упоминания уже
|
|