|
исходят из двух африканских источников. Тертуллиан. писавший около 200 г.,
говорит, что Евангелие уже достигло нероманизированных областей Британии
(недоступные римлянам земли бриттов подчинились Христу — Britannorum inaccessa
Romanis loca Christo vero subdita)23; а Ориген, писавший около 240 г., говорит
о христианстве как о силе, объединяющей бриттов (quando enim terra Britanniae
ante adventum Christi in unius dei concensit religionem?)24. Широко известное
предание говорит о трех первых мучениках в Британии — св. Альбане в
Веруланиуме25 и Аароне и Юлии в Карлайле или Честере, или, возможно, в Карлионе.
Акростих, нацарапанный на красной штукатурке римского дома в Сирениестере,
который с высокой степенью достоверности может быть интерпретирован как крест,
составленный из слов Раter noster вместе с аlрhа и оmеgа, и в целом
представляет собой христианскую криптограмму, что предполагает использование
креста в качестве христианского символа в Британии еще до Церковного Мира при
Константине в 312 г.
У нас нет сведений об обращении Британии или об источнике введения
христианства; но очевидно, оно уже было достаточно распространено в ранний
период римского владычества, а судя по присутствию трех британских епископов на
Арльском соборе в 314 г.26 и в Римини27 [204]в 359 г., можно сделать вывод, что
Британия уже имела церковную организацию28. Очевидно, в IV веке она находилась
в мире и согласии с галльской церковью, так как св. Афанасий говорит, что
британская церковь приняла определения, утвержденные Никейским собором в 325 г.
29, а Иларий Пуатьеский30, как и Афанасий31, упоминают британских епископов,
как и епископов Галлии, в числе своих последователей. В циркуляре Константина,
обращенном ко всем провинциям империи и имевшим своей целью введение единого
образца празднования Пасхи, в число стран, к которым было отослано это письмо,
включены британцы32. Письма св. Иеронима постоянно причисляют британцев к
народам, чтящим Христа.
За последние годы к нашим знаниям о христианстве в Британии римского периода
многое добавила археология. Небольшое здание, раскопанное в Силчестере, с 1893
г. считается христианской церковью на основании своей планировки, однако, хотя
недавно оно было исследовано вновь, результаты исследования еще не были
опубликованы и христианское назначение этого здания не вполне доказано. В
римском городе Кервенте в развалины римских публичных бань было встроено
небольшое здание, план и ориентация которого позволяют с уверенностью говорить
о христианской церкви33. Это строение может служить свидетельством континуитета
римско-британского христианства в постримский период; однако и в данном случае
мы не располагаем неопровержимыми доказательствами. Беда, рассказывая о
мученичестве св. Альбана, говорит о церкви в Веруланиуме как все еще
существующей в его дни и о других церквах в Кентербери, восстановленных
саксонским королем Этельбертом Кентским, из которых одна, расположенная
непосредственно за чертой города, была предназначена для его королевы Берты и
ее франкского капеллана Лиудхарда, а остальные использовались Августином, его
монахами и новообращенными.
Самыми важными раскопками материальных свидетельств римского христианства в
Британии являются раскопки виллы Лаллинстоун в Кенте в 1949 г.34 Между 364 и
370 гг. владелец этой виллы и его семья стали христианами. По меньшей мере две
из ее верхних комнат, по всей видимости, были переоборудованы для использования
в качестве христианской часовни, а на одной из стен были восстановлены
фрагменты крашеной штукатурки, представляющие шесть человеческих фигур,
простерших руки в стороны, в соответствии с обрядом ранней христианской
молитвы; и вдобавок к этому на стене передней комнаты была нарисована большая
монограмма Сhi-Pho, заключенная в венок. Очевидно, на этой вилле в течение
второй половины IV века жили христиане, и вполне вероятно, хотя опять же не
доказано, что они обустроили [205]эту часть дома как домашнюю часовню или
домашнюю церковь, наподобие тех, что предшествовали независимым базиликам, и
христианские богослужения здесь продолжались, очевидно, и в V веке. Уже перед
самым окончанием римского владычества и, несомненно, в результате Церковного
Мира при Константине христианство стало официальной религией в Британии.
Сообщение между британской и континентальными церквами не прерывалось даже
после ухода римлян. Варвары-пираты, уже сделавшие опасными и труднопроходимыми
Северное море и Ла-Манш, не устрашали церковных и даже частных путешественников
в их поездках на континент и обратно. Довольно странно, что это происходило
именно в тот период, когда Рим впервые начал выказывать активный интерес к
британским делам. В это время некий Пелагий, монах кельтского происхождения,
вероятно, бритт, сыграл важную роль в распространении на континенте
определенных взглядов, сочтенных еретическими, и мы узнаем от Проспера
Аквитанского, авторитет которого по этому вопросу несомненен, что Британия
рассматривалась как цитадель этой ереси35.
Взгляды Пелагия36 нигде не выражены им самим развернуто, и мы вынуждены по
большей части опираться на сообщения его противников. Ересь, приписываемая ему,
отрицала первородный грех и считала, что человек способен избежать греха своими
собственными усилиями, не прибегая к помощи божьей милости. Придерживался ли
Пелагий таких взглядов еще до того, как он покинул Британию и уехал в Галлию,
неизвестно, но последовавшие за этим длительные и жаркие споры, известные под
названием «Милость и Свободная Воля», в результате привели Британию, вероятно,
в более тесное соприкосновение с континентальной церковью, чем когда-либо.
Соответственно, в 429 г. папа Целестин послал Германа, епископа Оксерского,
в качестве своего представителя (vice sua) в Британию для искоренения зла37. Мы
располагаем подробным рассказом об этой поездке в изложении Констанция38,
очевидно, лионского священника, писавшего в конце V века, вероятно, по заданию
|
|