|
строительстве и украшении своих частных церквей, предназначенных для
использования их общиной. Сульпиций Север говорит, что он был окружен «толпой
монахов» (turba monachorum), а в своих «Диалогах» он изображает сцену, в
которой его друг Постуманий, недавно вернувшийся после своей жизни с одним
отшельником в североафриканской пустыне, рассказывает о своих впечатлених
внимательным слушателям. Новое видение христианства, порожденное восточным
мистицизмом и аскетизмом, пришло к св. Паулину как откровение ослепительной
славы, властный зов оставить мир и передать свое достояние и все свое имущество
— свои regпа, как называет их Августин,— Христу. Следуя этому зову, Паулин
основал частный монастырь в Ноле, в Кампании, где он жил со своей
женой-испанкой Тсрасией отныне как брат и сестра. Он называет свою общину
топаsterium 18, а о его немногих избранных насельниках говорит как о
«монашеском братстве» (fraternitas monacha)19. Его переписка со старым другом и
наставником Авсонием является красноречивеишим свидетельством той непреодолимой
силы, с которой новый аскетический идеал взорвал спокойную официальность
галльского христианства.
Великим зачинателем монашеского движения на Западе был св. Мартин, епископ
Тура20. Он родился скрее всего в 316 г., а умер в 397-м. В прежней жизни он был
солдатом римской армии в Паннонии — современной Венгрии — вблизи Дуная, однако,
обратившись в христианство, он искал и обрел освобождение от военных властей,
когда войско находилось в Вормсе; но точная дата неизвестна. Он провел
некоторое время в отшельнической келье в Милане; однако все это происходило
именно в тот период, когда достиг своей кульминации арианский спор, и Мартин,
очевидно, уже тогда глубоко восхищался Иларием Пуатьеским, духовная жизнь
которого, как и его собственная, большей частью сформировалась под влиянием
греческой церкви. После возвращения Илария в Рим из изгнания Мартин искал
встречи с ним, а затем последовал за ним в Галлию. Там он поселился под
покровительством [202]Илария, начав жизнь аскета с несколькими монахами в
пещерах и деревянных кельях в Лигюже, а позднее основав свой magnum monasterium,
«большой монастырь», Мармутье в окрестностях Тура. Лигюже был первым
монастырем в Галлии, а Мартин — первым епископом-монахом. Эта фигура была
характерна исключительно для «кельтской церкви», что стало ее отличительной
чертой на протяжении нескольких последующих столетий.
В своей деятельности Мартин предстает перед нами одновременно организатором
и мистиком, и эти качества в соединении с епископским патронажем великого
Илария дали ему возможность стать основателем традиционного западного
монашества. Иларий, конечно же, оказал на его жизнь огромное влияние, и не
подлежит сомнению, что труды Мартина на протяжении всей его жизни вдохновлялись
и направлялись самим Иларием. Сложно сказать, до какой степени Мартин обязан
столь быстрым ростом своего авторитета, сначала в Галлии, а затем и в Британии,
своему ученику Сульпицию Северу, посвятившему значительную часть своей жизни и
литературной деятельности созданию образа учителя. Мартин не оставил после себя
собственных произведений, но привлекательность сочинений Севера и
непосредственность нарисованной им картины неотделимы от вдохновлявшего их
святого.
Примечательно, что западное монашество, вдохновляемое и поддерживаемое
Иларием, столпом западного православия, стало предметом активного осуждения со
стороны галльских епископов. Это может показаться странным, но таковы факты. Об
этом постоянно говорится в переписке между Сульпицием Севером и св. Паулином
Ноланским. Демократическая система, всегда преобладавшая в монашеских общинах,
была совершенно чужда церковной иерархии, основанной на системе римской
гражданской администрации. Растущая вражда между епископами и монахами в Галлии
стала особенно очевидной в начале V века, а епископское осуждение в особенности
относилось к назначениям монахов на вакантные епископские кафедры. Недовольство
этой практикой недвусмысленно выражалось и папским престолом и было озвучено в
знаменитом письме Cuperemus quidem, обращенном в 428 г. Целестином, епископом
Римским, к епископам Вьенна и Нарбонна по случаю епископских выборов на
Арльскую кафедру. Папа протестует против избрания «странников и чужестранцев»
(peregrini et extranei) на епископские кресла через голову местного клира,
известного своей пастве и имеющему право на продвижение по службе в тех районах,
где они трудились. Он открыто выражает свою неприязнь к епископам-монахам.
[203]
Те, кто не возрос в Церкви, поступают противоположно обычаям Церкви, ...
придя от других обычаев, они принесли с собой свои традиционные способы...
одетые в плащи и препоясав чресла... Такое обыкновение, может быть, и могут
соблюдать... те, кто обитает в отдаленных местах и ведут свою жизнь вдали от
других людей. Но почему должны они одеваться так в церквах Божиих, изменяя
обыкновения стольких лет, таких великих прелатов, на другие обычаи?»21
Мы остановились на раннем христианстве Галлии, поскольку современные тексты
являются относительно полными и аутентичными. У нас нет современных местных
свидетельств об истории ранней церкви в Британии, за исключением нескольких
надписей на камнях, найденных в западной части острова22. Местные литературные
тексты в Британии появляются не ранее VI века, а в Ирландии, где письменность
была введена, по всей вероятности, в V веке, во времена св. Патрика, нашими
единственными подлинными документами столь раннего времени являются его
собственные произведения. Поэтому в наших сведениях о начальном этапе
христианства в Британии мы главным образом основываемся на современных
континентальных авторах, а наши самые полные источники информации по этому
вопросу происходят из Галлии.
Наши первые непосредственные данные о христианстве в Британии тем не менее
|
|