Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
Галлии больше неизвестно ни одной другой епископской кафедры. После смерти 
Иринея первым упомянутым в документах галльским епископом был Сатурнин 
Тулузский, на основании текста «Страстей» которого начало его епископского 
служения можно отнести к 250 г.; а современные документы показывают, что к 
этому времени Галлия имела признанную епископскую организацию, особенно на юге, 
в городских районах. Прогресс христианизации в Северной Галлии был менее 
заметен, так как здесь древние галльские пахотные земли, в отличие от долины 
Роны, предоставляли меньше естественных возможностей для развития организации 
новой религии.
   Четвертый век стал новой эпохой для галльского и в целом западного 
христианства, которая наступила с правлением Константина Великого (274-337), 
ставшего верховным Августом в 313 г. и в тот же год вместе со своим зятем 
Лицинием выпустившего знаменитый Миланский эдикт, который давал христианам 
большие преимущества. В 323 г он стал единственным императором Запада и Востока,
 и, хотя Константин официально не принадлежал к христианскому вероисповеданию 
до своего крещения на смертном одре, он помогал церкви, поощряя ее как в 
правовом, так и в политическом отношении. Преследования ушли в прошлое. По всей 
империи установилась полная свобода совести.
   Поставив христианство на место официального культа императора в качестве 
государственной религии, Константин создал объединяющий принцип управления, 
руководствующегося в своих действиях поддержкой народной религии. В надежде 
содействовать единству церкви, он с особой ревностью стремился к подавлению 
схизмы и ереси. Его внимание привлекла донатистская схизма, особенно сильная в 
африканской церкви, и в 314 г. он созвал в Арле собор епископов западных 
провинций, на котором присутствовали епископы Испании, Италии. Африки и даже 
Британии10, чтобы обсудить различные вопросы христианского учения, среди них 
вопрос Пасхи.
   Донатистская схизма в рамках западной церкви имела местное, лекальное 
значение. Гораздо более важным был арианский вопрос, разделивший весь 
христианский мир. Конфликт начался в Александрии в начале IV века. Его 
непосредственным инициатором стал священник Арий, который, следуя учению 
Лукиана Антиохийского, отрицал истинную божественность Христа. Поднятый вопрос 
был, конечно, фундаментальным и возбудил яростные споры по всей ойкумене. В 
надежде поддержать единство между двумя частями своей империи, а также церквами 
Востока и Запада Константин созвал в 325 г. Никейский собор. На соборе 
присутствовало более трехсот епископов, большинство из них представляло церкви, 
связанные с Александрией и Антиохией; Британия представлена не была, а Галлия 
насчитывает одну скромную подпись
   В самой Галлии самой выдающейся церковной силой и протагонистом в арианском 
споре был св. Иларий, ставший епископом Пуатье вскоре после 350 г. Его 
блестящие писания явились главным вкладе у Галлии в вопросы, разрывавшие в то 
время церковь, и вместе с произведениями св. Афанасия заложили основу 
православия западной церкви. В течение изгнания во Фригию примерно с 356 по 360 
г., куда Иларий был сослан вследствие своей несгибаемой позиции по отношению к 
арианству, он стал мощнейшим столпом Западной Церкви, тем более влиятельным 
из-за своего близкого знакомства с Восточной Церковью, к которому его вынудило 
изгнание. В свободное время, появившееся y него в результате запрета на 
епископское служение, он написал свое [198]величайшее произведение, «О Троице» 
(De Trinitate). Между тем вскоре после возвращения Илария в Галлию в 360 г. 
галльские епископы послали письмо, в котором они свидетельствовали ему свое 
почтение и подтвердили свою приверженность Никейскому Символу Веры. Это письмо 
является знаком окончания арианского кризиса в галльской церкви, и Сульпиций 
Север утверждает, что Илария повсюду признавали человеком, вернувшим церковь к 
ее прежнему состоянию11. И его красноречие, и его ученость были высоко оценены 
его современниками 12. Он умер около 367 г. В истории галльской церкви его имя 
является первым великим именем, которое мы встречаем среди мыслителей после 
Иринея. Его главным достижением была консолидация западного православия. На 
фундаменте, заложенном в течение IV века, христианство постепенно укрепилось в 
качестве национальной галльской церкви и создало систему церковной организации, 
естественно образовавшей составную часть римской гражданской администрации, 
внутри которой она и появилась и благодаря которой она приобрела финансовую 
стабильность.
   В течение правления Константина многие церкви получили широкие полномочия 
для обустройства в городских пределах. Епископ, теперь ставший должностным 
лицом, естественно, сам обосновался в городе, а церковная организация повсюду 
следовала моделям гражданских служб империи. К концу IV века почти в каждом 
городе был свой епископ. К моменту смерти Феодосия в 395 г. церковь Галлии была 
уже организована в структуру диоцезов с четкой епископской иерархией. На 
протяжении этого периода христианство широко распространилось в Галлии. Знать 
присоединялась к церкви не только в городах, но и пригородах (vici), которые 
сформировали ядро «прихода» с церковью и священником, такие как церковь вблизи 
Бордо, упомянутая св. Паулином Ноланским13. Такие городские приходы посещались 
епископом во время его епископских поездок и описаны Сульпицием Севером в его 
«Житии св. Мартина», гл. 11 и cл. С распространением зеры среди христианской 
землевладельческой аристократии возникли частные церкви, строившиеся на 
средства землевладельцев на их собственных землях. Одним из самых интересных 
мест в личной переписке между Сульпицием Севером и св. Паулином является 
повторяющаяся тема гордости и удовольствия от строительства и украшения их 
собственных церквей.
   Термин «Галльская Церковь» носит слишком общий характер и точнее обозначает 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-