|
Лиона руководил епископ Потин и священник Ириней, в конце концов унаследовавший
его кафедру. В 177 г. на маленькую общину обрушились невероятно суровые
преследования, многие верующие были брошены в темницу и обречены на жестокие
пытки и смерть. Среди мучеников был и епископ Потин. Так как в это время ему
было 90 лет, вряд ли он мог вступить на епископскую кафедру незадолго до этих
событий, и, таким образом, мы имеем право предположить, что христианская община
в Лионе к тому времени существовала уже достаточно давно, несмотря на отсылку
Евсевия (Церковная история V, 13) к «тем, через кого были установлены наши
дела», и утверждение Сульпиция Севера, что Евангелие задержалось на пути в
Галлию, пересекая Альпы.
Наши сведения об этих преследованиях и их последстиях происходят из
Послания, написанного галликанскими церквами церквам Азии и Фригии, извлечения
из которого приводятся Евсевием, епископом Кесарийским (около 260 — около 340),
и из какого-то числа рассказов о галликанских мучениках и их писем. Это
Послание является «первым документом галльской церкви и в сущности достоверно»1.
Оно было включено Евсевием в его Собрание о Мучениках. Ныне оно утеряно, но
некоторые выдержки из него сохранились в Церковной истории (V. 1-3)2,
являющейся нашим самым полным и самым надежным источником информации об общей
ситуации в Лионе и об отдельных мучениках и их страстях. Дополнительная
информация приводится Григорием Турским [195] (около 540-594), имевшим доступ к
некоторым не дошедшим дс нас источникам, возможно лионским, и записавшим их
главным образом в своем труде «О славе мучеников» (De Gloria Martyrum, сар. 48'
Само послание было написано «слугами Христа в Вьенне и Лионе братьям в Азии и
Фригии», а также Элевтерию, епископу Рима. Евсевий, по-видимому, имевший перед
глазами их письмо, говорит (V. 3, 4) что оно было отвезено в Рим священником
Иринеем:
«Мы попросили доставить тебе это письмо нашего брата и сообщника Иринея,—
писали они папе,— и мы просим тебя, будь к нему расположен: он ревностен к
завету Христову». (V. 4)
Согласно свидетельству св. Иеронима3, Ириней выполнил свок миссию, и у нас
нет оснований сомневаться в этом. Его отсутствие в Лионе является достаточной
причиной того, что он не подвергся преследованиям. Позднее свидетельство
говорит о его мученичестве, не оно довольно туманно, а время и причина его
смерти неизвестны.
Согласно Григорию Турскому4, Потин был, вероятно, первым епископом Лиона. О
судьбе самого Иринея (около 130 — около 200) известно немногое. Григорий
Турский утверждает, что он был «направлен» (directus) в Лион св. Поликарпом,
епископом Смирны. Евсевий цитирует письмо, якобы написанное Иринеем другу, в
котором Ириней говорит, что мальчиком слушал в Смирне св. Поликарпа (около 69 —
около 155), епископа-мученика, и внимал его рассказам о его общении ее св.
Иоанном и другими учениками, видевшими Господа5. Ириней вполне возможно,
находился в Риме, когда св. Поликарп прибыл туда для обсуждения с Аникетом
вопроса о Пасхе, и Евсевий сообщает о дружеских отношениях между двумя
епископами6.
У нас нет оснований сомневаться в том, что Ириней действительно учился у
греческих учителей в Малой Азии и Риме, и в самом деле его высокая репутация
ученого человека полностью согласуется с такой подготовкой. Очевидно, он много
писал, и хотя многое из его трудов исчезло, сохранилось достаточно латинских,
сирийских и армянских переводов, чтобы показать, что он сделал многое для
придания лионской церкви характера важного связующего звена между церквами
Востока и Запада. Он был в действительности первым великим православным
теологом, и, за исключением недавно открытого армянского перевода «Демонстрации
Апостольского Учения», его теологические труды посвящены апологетике
христианства и защите православие. Главной его работой была книга Adversus
Omnes Haereses, представлявшая собой прямую атаку на гностицизм и сохранившаяся
целиком г раннем латинском переводе, хотя и была написана и частично дошла
[197]до нас на греческом. Греческий все еще оставался основным языком церкви,
но Лион был латинским городом, и Ириней извиняется за осознаваемые им
недостатки своего греческого стиля на основании того, что он живет среди
кельтов и по большей части говорит на «варварском диалекте»7.
Самым интересным достоверным фактом, известным о его деятельности в качестве
епископа, является его вмешательство около 190 г. в знаменитую дискуссию о
Пасхе, столь популярную в следующие века. Между различными европейскими и
азиатскими церквами с апостольских времен существовали расхождения как
относительно даты, так и способов празднования Пасхи. Азиаты, полагаясь на
древнюю местную традицию, рассматривали Пасху как годовщину смерти Спасителя и
соблюдали строгий пост, на какой бы день недели она ни выпала, даже на
воскресенье; и даже в Риме они продолжали следовать своим традиционным обычаям,
заявляя, что они не могут отречься от обычая, происходящего от великих светил
церкви, умерших в Азии, в особенности от апостола Иоанна. В 189 г. папа Виктор
был склонен исключить азиатов из общения; однако епископы настаивали на мире, а
среди них был и Ириней. От имени братьев, руководимых им в Галлии, он написал
послание, подчеркивая, что спорным вопросом является не только вопрос о дате,
но и о том, как поститься, и что эти различия возникали постепенно в течение
долгого периода времени; он напомнил Виктору о более миролюбивом отношении к
азиатским братьям его предшественника Аникета и его преемников. Виктор
благоразумно согласился с советом Иринея примириться.
Ириней упоминает церкви в Германии8 и в кельтских странах, и, по-видимому, к
тому времени христианство уже получило достаточно широкое распространение в
Галлии, возможно, с Лионом в качестве материнской церкви, центра9. Во II веке в
|
|