|
можем вдаваться здесь в детальное обсуждение вопроса, но упомянем о некоторых
примерах этой новой категории ирландских "богов". Недавняя тенденция
представляет любопытный контраст евгемеризму ранних средневековых историков,
низводивших ирландских богов до положения людей-захватчиков, овладевавших
Ирландией силой оружия (см. выше с. 183).
Божественный статус приписывался Курои мак Даре, правителю Мунстера в
"Похищении Быка из Куальнге", на основании определенных магических свойств,
которыми он обладал, и некоторых исполняемых им ритуальных функций. Однако в
героических повестях он всегда выступает в качестве смертного героя. В
тщательном и весьма подробном исследовании пр. Джерард Мерфи выдвинул ряд
аргументов в пользу божественного происхождения Финна мак Кумала, обитавшего в
Лейнстере и Коннахте и выступающего в дошедших до нас сагах в качестве
смертного героя. Пр. О'Рахилли заявил, что Кормак мак Арт (см. выше с.57) в
действительности был не королем, а богом. Большинство современных ирландских
ученых настаивает, что Медб, королева Коннахта в "Похищении Быка из Куальнге",
была богиней. Об этом свидетельствуют данные филологии (ее имя обозначало
[190]"опьянение"), а также длинный список королей, вступавших с ней в
ритуальный брак (см. выше с. 120). Тем не менее в ирландской традиции, как и в
греческой, персонажи "Героического Века" никогда не изображаются богами, а
литературная традиция последовательно представляет их людьми. Эту традицию
можно принять такой, как она есть.
В своей блестящей статье профессор Бинчи описал церемониал, с которым
традиционно ассоциируется образ королевы Медб, продемонстрировав архаический
характер этого образа, установив связь с ритуалом королевской инаугурации как в
Ирландии, так и в других странах и доказав на примере аналогичных обрядов, что
ритуальный брак с королевой Медб наделял королей божественной властью38. Здесь
можно добавить, что церемониальный брак правящей королевы можно сравнить с
древними брачными обычаями пиктов. Что касается участия мужчины-правителя в
церемониале, наделяющем его божественными силами, можно сослаться на
определенные церемонии "перерождения" на острове Бали в Индонезии, благодаря
которым прошедшие такую церемонию становятся dvija, "дважды рожденными", как
высшие касты Индии, и, как эти касты, становятся "богами". Можно вспомнить и
про обычай, в прошлом существовавший в Траванкоре в Юго-Западной Индии, где
правители выходят из касты кшатриев, а наследование идет по женской линии. Тем
не менее, прежде чем раджа сможет вступить на престол, он должен пройти через
ритуал, в котором он меняет свою касту кшатриев на касту брахманов, касту
"бога", одного из "людей-богов". Этот церемониал символизирует двойное рождение
dvija, как человека и как бога. В действительности перед нами обряд
перерождения кшатрия.
Ирландские боги всегда изображаются прекрасными обликом и великолепно
одетыми. У Луга золотой шлем, золотые доспехи и, кроме того, его знаменитый щит.
Ранняя поэма использует фигуру "Луг щита, светлый sсal", то есть светлый
призрак или дух (см. ниже с. 274), а в поздней саге "Судьба сыновей Туренн" он
появляется с магическим оружием своего воспитателя Мананнана из Земли
Обетованной. Самого Мананнана при его первой встрече с Фиахной Финдом сага
описывает так:
"На нем был зеленый одноцветный плащ, и заколка из белого серебра в плаще
на его груди, и сатиновая рубашка на его белой коже. Золотой обруч на его
волосах и две золотые сандалии на его ногах".
И снова мы вспоминаем галлов, описанных Аммианом Марцеллином (XV, XII):
[191]
"...все они вообще опрятны и чистоплотны, и в тех областях, а особенно у
аквитанов, редко можно встретить даже самую бедную женщину в лохмотьях..."?
Мы никогда не встречали, чтобы боги собирались в Тир Тайрнгире или
Тир-на-нОк; но посещали эти страны вместе с королем Тары, наносящим туда
временный визит. Эти посещения представляют собой нечто вроде мистерии. Одна из
ранних ирландских повестей под названием Baile in Scail рассказывает, как
легендарный король Конн Ста Битв был внезапно охвачен магическим туманом, когда
он был на королевском валу Тары с тремя друидами и тремя поэтами. Сквозь туман
к нему подъехал всадник, который взял его с собой в свой дом в крепости с
золотым деревом у двери. В доме был бог Луг, необычайно высокий и прекрасный, а
рядом с серебряным чаном, наполненным элем сидела прекрасная девушка, носящая
имя "Власть над Ирландией". Из золотой чаши она разливает для Конна разные
напитки; и когда Конн делает глоток, Луг, стоящий рядом, поочередно называет
одного из потомков Конна, который будет править Ирландией, и Конн записывает их
имена огамом на деревянных табличках. Наконец туман рассеивается, и Конн со
своими спутниками оказываются в Таре39. Эта повесть символизирует притязания
гойдельских правителей Тары на свое божественное право на власть - вероятно,
здесь же содержится указание на то, что это божественное право происходит от
культа, принесенного из-за моря и заменившего древних местных богов. Сходное
приключение - мистерия, как мы можем его назвать,- случилось с внуком Конна,
Кормаком мак Артом, однако в данном случае вместо Луга крепостью в Земле
Обетованной правит Мананнан мак Лир. В этой повести Мананнан похитил жену, сына
и дочь Кормака и отвез их в свой чудесный дом; однако когда он возвращает их
Кормаку, он заявляет:
|
|