Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
и брат Рана Благословенного. Одна из древнейших ирландских саг, "Плавание 
[185]Брана", повествует о их встрече посреди океана, когда Мананнан 
направляется в Ирландию из Земли Обетованной; а своими чарами он превращает 
море и рыбу в цветущую равнину со стадами из Земли Обетованной. Стихи, которые 
Мананнан поет об этой Земле, являются одним из прекраснейших примеров 
образности в ирландской мифологии. Здесь следует подчеркнуть, что Земля 
Обетованная иногда отождествляется с волшебными холмами, большими могильниками; 
а иногда считается лежащей за морем или озером. Это страна, в которой нет 
ничего, кроме правды; без смерти и разрушения, без печали, зависти, ревности, 
ненависти, тьмы, гордости; страна изобилия, полная стад; страна вечной 
молодости, цветов и плодов. Это Mag Mell, "Прекрасная Равнина", Tir na nOс, 
"Страна Юных"; Tir Tairngire, "Земля Обетованная".
    Естественно, Мананнан и Бран должны были встретиться посреди океана, так 
как их род тесно связан с морем. В валлийской повести о Брануев, дочери Ллира, 
их семья живет на скале Харлех в заливе Кар-диган. В Глоссарии Кормака Мананнан 
называется знаменитым мореплавателем и предсказателем погоды с острова Мэн. Вот 
отрывок из глоссария, из которого мы видим, как происходит евгемеристическое 
переосмысление этого божества; "Мананнан мак Лир, прославленный купец, живший 
на острове Мэн. Он был лучшим мореплавателем в западном мире. По своему 
знакомству с небом он знал, как долго будет хорошая погода и плохая погода и 
когда сменится каждая из них. Потому скотты и бритты называли его богом моря, и 
потому они говорили, что он сын моря, то есть mac lir („сын моря")35.
    Род, к которому относился Мананнан, не принадлежал какой-либо одной 
кельтской стране, его родиной было Ирландское море и все окружающие его берега 
с центром на острове Мэн. Именно поэтому, несомненно, в ирландских сагах 
Мананнан, как и его воспитанник Луг, обычно приезжает из-за моря.
    Наиболее интересной чертой Мананнана была его магическая способность 
создавать иллюзии и его связь с верованиями в перерождение. На самом деле его 
власть над иллюзиями безгранична. Он сам может менять свой облик и тем самым 
способен контролировать реинкарнации, перерождения. Он сам оказывается аватаром 
Луга. Мананнан великий отец, проводник душ, psychopompos. У него нет ни семьи, 
ни постоянного места пребывания, ни прямых связей с древними культовыми 
центрами; но своими внезапными появлениями и исчезновениями и с помощью своей 
способности менять облик он может стать отцом детей, рожденных им от чужих жен. 
Они не являются его собственными детьми. Он сверхъестественный отец. [186]
    Самая поразительная история об отцовстве Мананнана - рождение исторического 
короля Монгана (ум. 615 г.), правившего в Мойлинни на озере Лох-Ней на севере 
Ирландии, в королевстве круитни (см. выше с. 19). В повести рассказывается, что 
король, Фиахна Лурган, отправился в Альбу (Шотландию), чтобы оказать помощь 
своему союзнику Аэдану мак Габрану (королю св. Колумбы) против саксов. Он 
оставляет свою жену в королевских покоях в Мойлинни. И там перед ней появляется 
человек благородного вида и говорит ей, что ее муж будет убит в битве на 
следующий день, если она не согласится зачать от него сына, который будет 
знаменитым Монганом. Чтобы спасти жизнь своего супруга, она соглашается, и на 
следующий день незнакомец появляется в Альбе перед армиями Аэдана и Фиахны и 
побеждает противника Фиахны. Когда Фиахна возвращается домой и жена 
рассказывает ему о случившемся, Фиахна благодарит ее за то, что она сделала. 
Сага завершается такими словами:
    
    "Таким образом, этот Монган - сын Мананнана мак Лира, хотя и зовется Монган 
сын Фиахны. Ибо когда он [Мананнан] ушел от нее наутро, он сказал матери 
Монгана:

Я иду домой,
Бледное чистое утро близится:
Мананнан, сын Лира,
Имя того, кто приходил к тебе".
    
    Этот ребенок был необычен тем, что унаследовал способности Мананнана. Это 
случилось потому, что на третью ночь после его рождения Мананнан пришел за 
Монганом и воспитывал его в Земле Обетованной, пока ему не исполнилось 12 или, 
может быть, 16 лет. В другой саге говорится иное: что Монган был перерождением 
Финна мак Кумала, но он не хотел, чтобы об этом узнали. Однако об этом было 
объявлено всему народу в Мойлинни Кайльте, воспитанником Финна, пришедшим из 
страны мертвых. Так как Монган обычно считался сыном Фиахны, возможно, 
представление о том, что он был перерождением Финна, носит вторичный характер.
    Самое странное во всех этих повестях о Монгане то, что он жил в 
христианский период. В поэме, приписываемой поэту Маэлу Муру из Фахана в 
Донегале говорится, что Монган пришел из "богатой стадами Обетованной Земли", 
чтобы встретиться с Колумкилле, и что он попал на небо, укрыв голову под рясой 
Колумкилле. Возможно ли, что при Фиахне среди круитни произошла реставрация 
язычества и что они вновь были обращены при Монгане, может быть, под влиянием 
Колумкилле? Хорошие отношения между Фиахной, королем круитни, [187]и Аэданом 
мак Габраном, королем Колумбы в ирландской Дал Риаде, ясно прослеживаемые в 
истории о зачатии Монгана, придают этому предположению некоторое правдоподобие.
    Ирландские традиционные верования о перерождении вновь отсылают нас к 
континентальным свидетельствам. Некоторые античные авторы сообщают, что, 
согласно учению друидов, душа не умирает, но живет in alio orbe. Галльские 
традиции сохранили определенные следы веры в перерождение, а также 
представлений о том, что боги выступают в роли psychopompos, божественных отцов 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-