|
независимость против тиранов и поработителей-фоморов. А искусное описание
военного совета перед битвой оставило нам подробный перечень и портреты всех
богов, так же как и возможность увидеть их в действии.
Когда Нуаду теряет руку, он лишается права вести битву. Когда боги
готовятся в своей крепости к бою, из-за моря прибывает Луг и предлагает свою
помощь. Он не принадлежит к Племенам Богини. Привратник не пускает его в
крепость, требуя от него объявить, в чем его искусство; однако на каждое
заявление Луга привратник называет одного из Племен Богини, лучшего в этом
искусстве. Здесь и врачеватель Диан Кехт, исцеляющий раненых, погружая их в
магическую ванну) и приставивший Нуаду серебряную руку, когда тот потерял свою
в оитве с Фир Болг. Более того, Диан Кехт был столь искусен, как мы узнаем из
другой повести, что, когда человек терял глаз, он мог заменить его кошачьим.
Однако, как замечает рассказчик, "в этом было [183]преимущество и неудобство
для него, ибо днем он [глаз] всегда спал, когда должен был быть настороже, а
ночью он открывался на каждый шорох в камышах и мышиный писк".
Одним из наиболее важных богов, собравшихся на битву, является кузнец
Гоибниу, изготавливающий и чинящий оружие. Другой - плотник Лухта, делающий
древки для копий; а также Кредне, делающий гвозди. Их искусство таково, что,
когда Гоибниу метал наконечники копий, так что они втыкались в дверной косяк,
Лухта бросал вслед за ними древки, и этого хватало, чтобы закрепить их, а
Кредне бросал щипцами гвозди, и этого хватало, чтобы вогнать их. Гоибниу
появляется в облике кузнеца Гованнона в средневековой валлийской повести "Килох
и Олвен" (см. ниже с. 335).
Наконец Луг заявляет, что он один искусен во всех искусствах (samildanach),
и тут же допускается в крепость; ему вручается и руководство битвой. Он
вооружен своим знаменитым оружием из Земли Обетованной, где он воспитывался, и
выигрывает для богов этот бой34.
Впрочем, в этом ему помогают все боги. Его главным воителем был Огма, бог
красноречия, вероятно, идентичный галльскому богу Огмиосу (см. выше с. 28).
Во время боя Луг подбодряет мужей Ирландии, "дабы без страха сражались
ирландцы и уж вовеки не знали кабалы. И вправду легче им было проститься с
жизнью, защищая край своих предков, чем вновь узнать рабство и дань". Слова
Луга все еще звучат через века. Они могли быть произнесены и вчера. Затем
пришла Морриган и призвала Племена Богини сражаться яростно и пылко, и фоморы
были сброшены в море.
Теперь Луг, Дагда и Огма пустились преследовать фоморов, так как они
похитили арфиста Дагды. Когда они пришли в пиршественный зал короля фоморов
Бреса, на стене висела арфа. Это та самая арфа, на которой Дагда играл разные
мелодии, так что они игрались только по его приказу. Арфа сошла со стены и
пришла к нему. И он сыграл им три мелодии - грустную песнь, так что зарыдали
женщины; песнь смеха, так что веселились женщины и дети; и сонную песнь - и все
кругом заснули. И таким образом три бога ушли от фоморов без потерь. После того
как битва была выиграна, Морриган и Бодб провозгласили о победе в этой битве
величайшим вершинам Ирландии и ее волшебным холмам, могучим водам и устьям рек;
и Бодб описала совершенные деяния и предсказала упадок грядущих времен.
Повесть о боге Мидире из Бри Лейт связывает богов из сидов с другой группой
богов - богами возрождения, которые, по-видимому, изначально ассоциировались не
с доисторическими могильниками, [184]а с заморскими путешествиями. Как бы то ни
было, обе группы богов обитают в потусторонних странах.
Дом Мидира находится в Земле Обетованной в сиде Бри Лейт, К западу от Арды
в графстве Лонгфорд. Он утверждает, что в прежней жизни Этайн была его женой,
но что она была разлучена с ним чарами ревнивой соперницы. Когда в своей новой
жизни Этайн становится женой Эохайда, короля Тары, Мидир приходит забрать ее.
Мидир и Эохайд играют в фидхелл на большие ставки. Поначалу Мидир позволяет
Эохайду выигрывать, и Эохайд возлагает на Мидира задание замостить болота
посреди Мита. Выполнив это задание, Мидир вновь приходит к Эохайду и на этот
раз выигрывает, после чего в награду требует поцелуя Этайн. Спустя месяц он
возвращается за обещанным вознаграждением. Когда король и его двор пируют, а
все входы закрыты, Мидир появляется среди них во всем великолепии и уносит
Этайн через дымовое отверстие в крыше, и они в виде двух птиц кружат в небе над
пиршественным залом.
В этой повести, или, скорее, цикле повестей, Этайн живет по крайней мере в
трех поколениях, может, и больше, каждый раз рождаясь вновь. В каждом
перерождении она сохраняет свое имя, хотя в каждом случае меняется имя ее
супруга. Сначала она - Этайн, жена бога Мидира из сида. Затем она - Этайн, жена
Эохайда, короля Тары. Затем она перерождается как Этайн, ее собственная дочь,
неотличимая от нее; ибо именно через ирландских женщин мертвые возрождались к
жизни поколение за поколением. Мужчины-супруги не играли никакой духовной роли.
Мы увидим, что близкую параллель к этой повести о Мидире и Этайн составляет
история о боге Мананнане мак Лире, божественном отце исторического короля VII
века Монгана. Единственным значительным отличием является то, что Мидир обитает
в сидах, могильных курганах, в то время как Мананнан живет на море.
Ирландские мифологические традиции, по происхождению отличные от преданий о
богах подземного мира,- это традиции Луга и Мананнана. Оба этих бога напрямую
связаны с перерождением. Мы видели на континенте следы древнего кельтского
культа Луга, но не Мананнана. В ирландской мифологии Мананнан - бог Земли
Обетованной или Маг Мелл. Согласно ирландской традиции, там он воспитал Луга и
даровал ему знаменитое оружие - шлем невидимости и Щит, позднее принадлежавший
Финну мак Кумалу. Валлийская повествовательная традиция (ветвь Манавидан)
сохранила его родственные связи лучше ирландской. Здесь он Манавидан, сын Ллира
|
|