|
Тектосаги поселились на землях на месте современной Анкары. И подобно кельтам
Галлии в их святилище на территории карнутов [12], подобно кельтам Ирландии в
Уснехе и Тайльтиу [13], галаты время от времени собирались в святилище под
названием Drunemeton "священный дубовый лес", оставаясь верными своей древней
традиции [14].
В то время в руках кельтов находилась территория, простирающаяся от
Ирландии до Галатии. "Два века,- говорит Гренье,- они [кельты] были величайшим
народом в Европе... Около 300 г. до н. э. сила кельтов достигает своего пика, а
их энергия и людские ресурсы кажутся неисчерпаемыми" [15].
Эта стремительная экспансия, охватившая огромный ареал, предполагает
большую численность и сильный дух приключений. Более того, подобно грекам в
Средиземноморье, кельты несли с собой свою цивилизацию, утверждая ее на
захваченных землях. И хотя они были "варварами" в строгом смысле слова, их
образ жизни был не так уж груб. Мы располагаем рассказами о нем Полибия в III
веке до н. э., фрагментами Посидония, жившего в I веке до н. э., и сообщениями
Юлия Цезаря. Кое-что из того, что рассказывает нам Посидоний, заслуживает
обширного цитирования, поскольку находит потрясающее подтверждение в поздних
ирландских источниках [16].
Полибий достаточно подробно рассказывает и о завоевании Ци-зальпийской
Галлии, и о позднейшей борьбе римлян с кельтиберами в Испании, и о поражении
галатов в Малой Азии. Он описывает оружие кельтов, их обычай сражаться
обнаженными, обычай обезглавливать сраженных врагов и упоминает великолепные
золотые ожерелья и браслеты кельтских воинов. Он также говорит, что они
придавали большое значение количеству клиентов как мере положения человека в
обществе [17].
Самым известным отрывком, описывающим кельтов, является пассаж в шестой
книге "Записок о галльской войне" Цезаря, но главным источником информации
остается Посидоний, написавший продолжение "Историй" Полибия. Его труды утеряны,
но многое из того, что он сообщил о кельтах, сохранилось в произведениях
Диодора Сицилийского и Страбона. Вот отчет Страбона о кельтах Галлии:
"Все племя, теперь называемое галльским или галатским, помешано на войне,
отличается отвагой и быстро бросается в бой; впрочем, оно простодушно и
незлобиво. Поэтому в состоянии возбуждения галаты устремляются в бой открыто и
без оглядки, так что тем, кто захочет [20] применить хитрость, их легко одолеть.
Кто бы, когда и где ни пожелал под любым случайным предлогом раздражить
галатов, найдет их готовыми встретить опасность, хотя бы у них не было никакой
поддержки в борьбе, кроме собственной силы и отваги. Если же их убедить, то они
легкодоступны соображениям пользы, так что способны воспринимать не только
образование вообще, но также науку. Что касается их силы, то она зависит
отчасти от крупного физического сложения, а частью обусловлена их
многочисленностью. Они легко собираются вместе в большом числе, так как
отличаются простотой, прямодушием и всегда сочувствуют страданиям тех своих
близких, кому, по их мнению, чинят несправедливость...
У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей,
которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды - певцы и поэты,
предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу, друиды же вдобавок
к изучению природы занимаются также и этикой. Друидов считают справедливейшими
из людей и вследствие этого им вверяют рассмотрение как частных, так и
общественных споров. Поэтому в прежние времена они улаживали военные
столкновения и заставляли противников останавливаться, когда те уже собирались
сразиться друг с другом; дела об убийствах преимущественно отдавались на их
решение. Большое количество этих дел сопровождается, как они считают, изобилием
благ в стране. Не только друиды, но и другие утверждают, что души и вселенная
неразрушимы; но все же в конечном итоге огонь и вода одержат верх над ними"
[18].
Диодор описывает обычаи кельтов Галлии на пиру следующим образом:
"Знатные мужчины выбривают щеки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы,
так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда же они пьют, напиток
словно процеживается через сито. За ужином они сидят не на креслах, а на земле,
покрытой шкурами волков и собак, прислуживают же им дети самого юного возраста
- и мальчики, и девочки. Рядом с ними стоят жаровни с сильным огнем, на которых
находятся котлы, а также вертела с целыми звериными тушами. Достойных мужей они
чествуют, поднося им лучшие куски мяса подобно тому, как по словам поэта, герои
чтили Аякса за то, что тот одолел в поединке Гектора: Но Аякса героя особо
хребтом бесконечным" [19].
Афиней, называющий своим источником Посидония, подтверждает то, что
говорилось о доле героя:
"В прежние времена,- пишет он,- когда подавали заднюю часть туши,
храбрейший герой брал себе бедро, и если другой человек притязал на эту часть,
они вставали и сражались в поединке насмерть" [20]. [21]
Эта практика живо изображена в древнеирландской саге "Повесть о кабане
Мак-Дато" (см. ниже с. 296), а также является главной темой саги "Пир у
Брикрена".
С этой точки зрения особенно интересен другой отрывок. Это рассказ Диодора
|
|