|
быть живой человек, потому что оно стало тяжелее. Когда они вступают в сид
(пещеру) Круахана, отрубленные головы в качестве трофеев показывают королю; и
король находит для Неры дом и жену и назначает ему ежедневную работу -
приносить королю дрова.
Затем жена предупреждает его, что на следующий Самайн сиды вновь разрушат
двор, если он не пойдет и не предупредит короля Айлиля. Нера берет с собой
дикий чеснок, примулу и папоротник, [180]чтобы доказать, что он вышел из
Подземного Мира, идет ко двору Айлиля и Медб и предупреждает их об опасности.
Они разрушают сид, однако Нера остается "внутри и не выйдет ни теперь, ни до
Страшного Суда". С того времени как он присоединился к шествию сидов и вошел в
Подземный Мир, он стал одним из мертвых.
Рассказчики повестей в древней Ирландии, благодаря которым эти повести
дошли до нас, называли богов и представителей мира духов aes side или sluag
side, "народ сидов". Однако к моменту письменной фиксации эти саги уже давно не
имели никакого религиозного или культового значения. Богов больше не считали
духами, незримо живущими среди нас, но существами из далекого прошлого. Писцы,
записывавшие эти истории, были христианскими монахами. К одной версии текста
"Похищения Быка из Куальнге" монахом добавлен следующий колофон: "Я же, который
записал эту повесть, или, вернее, вымысел, не беру на веру рассказанных тут
историй. Ибо многое здесь наущение лукавого, иное причуда поэзии. Одно возможно,
другое нет. Иное назначено быть развлечением глупцам". Хотя писцы тщательно
сохраняли эти стародавние традиции, они придавали богам человеческие черты,
даже усложняли их. Они лишали их изначального поклонения и [181]низводили до
искусственного статуса, вписывающего их в псевдоисторические схемы, совершенно
чуждые истинному происхождению этих персонажей. Мы можем сравнить это с тем,
как в наших ранних текстах германский бог Отинн (Водан) предстает предком
первых англосак, сонских королей.
Составители поздних легенд в Ирландии не проводили различия между местными
ирландскими богами Подземного Мира, древними кельтскими богами галлов,
продолжавшими существовать в ирландской мифологии, и богами сверхъестественного
мира - Tir Tairngiri, "Земли Обетованной"; Tir nа nOс, "Земли Юных"; Mag Mell,
"Прекрасной Долины". Они объединяют всех богов общим названием Tuatha De Danann,
"Племена Богини Дану", или просто Tuatha De, "Племена Богини". Племена Богини
предполагают существование богини Дану31, однако, кроме ее имени, о ней почти
ничего не известно. В некоторых текстах она называется матерью трех мифических
братьев Бриана, Иухарбы и Иухара. Она, несомненно, соотносится с Дон валлийской
Мабиноги ветви Мата ап Матонви (см. ниже с. 333 и сл.). Дон - сестра Мата, мать
его племянников Гилвайтви и Гвидиона. В валлийской традиции брат и племянники
Дон - люди, а не боги; но они великие волшебники, а их магическое искусство
кажется пережитком их прежнего божественного статуса. В самом деле, в Уэльсе
боги Племен Богини Дану превратились в героев средневековых повестей
Мабино-гион, а ученая и усложненная переработка традиции, вписавшая богов в
хронологические средневековые схемы, обнаруживается в Уэльсе в первых главах
"Истории бриттов", написанной Неннием еще в начале IX века32.
У поздних ирландских авторов составилось представление о том, что в
доисторические времена Ирландия заселялась несколькими волнами переселенцев;
они считали, что гойделы стали доминирующим населением Ирландии в начале
исторического периода. Поэтому боги должны быть древнее. Составители изображали
их прибывающими в Ирландию из-за моря, точно так же, как и поздних
людей-завоевателей. Рассказ о заселении в "Книге Захватов Ирландии" (см. выше с.
18) относит всех богов к Племенам Богини Дану. Обитателями Ирландии, которых
они обнаружили правящими этой страной, были Фир Болг, которые изображаются
земледельцами в отличие от Племен Богини, обладавших магией и всеми видами
искусства, знания и ремесел. Древнейшая форма этого предания приведена Неннием
в "Истории бриттов" (гл. 3).
В традиционном ирландском предании о вторжении в Ирландию
богов-завоевателей они прибывают из северных морей через Норвегию [182]и
Северную Шотландию, ведомые в магическом тумане друидами. Их королем был Нуаду,
и они победили Фир Болг, прежних обитателей острова, с помощью магического
искусства в первой битве при Маг Туиред, произошедшей вблизи Лох-Арроу,
графства Слайго, но в этой битве Нуаду потерял руку. Фир Болг бежали к фоморам
(букв. "призраки из-под (моря)"33) на Гебридские острова и на остров Мэн.
Племена Богини Дану теперь поселились в Ирландии как завоеватели и заключили
союз с фоморами. Фоморы изображаются в виде полулюдей, получудовищ, с одной
ногой, одной рукой и тремя рядами зубов. У их предводителя Балора был один глаз
посередине лба. Балор был дедом Луга. Их король, Брес, был родственником Племен
Богини и правил Ирландией как регент, после того как Нуаду потерял руку в битве
при Маг Туиред. Однако вымогательства фоморов вскоре стали невыносимы для людей
Ирландии. Более того, фоморы были жадны до пищи, и когда вожди Племен Богини
пришли на пир к Бресу, королю фоморов и регенту Ирландии, "ножи их не
покрывались жиром", и сколько бы они ни приходили, "изо ртов уж не пахло
хмельным", и он не содержал их бардов и волынщиков и вообще вел себя крайне
грубо. Наконец они изгнали его. Нуаду вновь стал королем, так как божественный
лекарь Диан Кехт и божественный кузнец Кредне сделали ему новую, серебряную,
руку.
Теперь мы подходим к величайшей из всех повестей об ирландских богах. Она
чрезвычайно синтетична. Фоморы, в свою очередь, организовали крупное вторжение
и были побеждены ирландскими богами во второй битве при Маг Туиред. Рассказчик
собрал вместе всех ирландских богов, как местных, так и заморских. Все это
выглядит наподобие божественных Соединенных Штатов и божественной войны за
|
|