|
он прибыл из-за моря, и в ней он называется seal balb, "дух-заика" (несомненно,
указание на то, что он говорил на другом [175]языке). В Уэльсе его имени
родственно имя Ллеу Ллау Гифеса, главного героя ветви Мабиногион Мат уаб
Матонви. Однако он был интегрирован в ирландский пантеон, считаясь
родоначальником Праздника Телтауна, напоминающего Олимпийские игры и
проводимого две недели до и две недели после Лугназада (1 августа). Он
воспитывался и обучался у жены одного из Племен Богини Дану, пока не смог
носить оружие. Это военное обучение у женщины является интересной аллюзией на
ранний кельтский традиционный обычай, о котором мы поговорим ниже.
Триада древних галльских божеств, matronae (лат. matres), также сохранилась
в образе трех матерей-богинь войны в Ирландии - Морриган ("великая богиня"),
Маха и Бодб, изначальная богиня битвы. Возможно, эта триада отражена также в
трех Бригитах. Морриган - одно из древних общекельтских божеств, а также,
очевидно, предшественница феи Морганы из цикла короля Артура. О ней говорится,
что за год до битвы при Маг Туиред она вступила в брак с Дагдой. Это очень
неприятная личность. Анналы Тигернаха сохранили s. a. 622 фрагмент древней
элегии о лейнстерском принце, утонувшем в своем маленьком курахе:
"Глубокие ясные пучины моря и песок на морской постели покрыли их. Они
бросились на Конаинга в его хрупком маленьком курахе. Женщина набросила свою
белую гриву на Конаинга в его курах. Злобен смех, которым она смеется сегодня".
Беловолосая женщина со злобным смехом и есть Морриган26, утопившая принца в
белых бурунах. Мы можем вспомнить о Coire Brecain, упоминаемом в Глоссарии
Кормака, "Котле Старухи", известном водовороте, Corry-vreckan, между северным
концом острова Джура и островом Скарба во Внутренних Гебридах.
Другая богиня, известная по надписям как в Галлии, так и в Британии,-
Бригита (ср. название племени бригантов в Северной Англии). Поздний ирландский
текст, Lebor Gabala, представляет ее дочерью Дагды, величайшего ирландского
бога. Согласно рассказу в Глоссарии Кормака, она является покровительницей
поэтов, в то время как две ее сестры являются богинями кузнецов и правоведов.
Она подверглась христианизации в образе св. Бригиты. В Килдэре находилось ее
святилище, где поддерживался ее священный огонь27.
Древнейшие местные ирландские боги, включенные во вторую группу, живут под
землей, иногда в пещерах, чаще в доисторических могильниках древних вождей.
Самым известным из них является Бруг-на-Бойн, один из трех больших ульевидных
могильников, [176] [177] [178]сходный с так называемой "Сокровищницей Атрея" в
Греции. Сегодня он носит имя Нью Грейндж и освещен электричеством, так что
обозрению изнутри стал доступен впечатляющий свод [илл. 35]. Эти подземные боги
назывались aes side (ед. ч. sid), а их жилища, могильники,- сидами. Наиболее
интересен из них Бри Лейт, неподалеку от Арды в графстве Лонгфорд, жилище бога
Мидира (см. ниже с.184 и сл.), воспитателя бога Энгуса мак Ока, сына Дагды и
Боанн.
Дагда является самым важным из древних хтонических богов. Его имя буквально
означает "хороший бог", однако этот эпитет не означает, что он "хорош" в прямом
смысле. "Хороший бог" - это не имя, а апелляция, эпитет. Когда на военном
совете перед битвой при Маг Туиред приходит очередь Дагды рассказать о своих
способностях, он заявляет:
"- Все, что вы обещаете сделать, совершу я один.
- Воистину ты хороший бог,- сказали они. И с того дня зовется он Дагда, то
есть „хороший во всем" - первый волшебник, храбрый воин, ремесленник -
всемогущий, всеведущий. Он Ruad Ro-fhessa, „Господин Великого Знания"28.
Одна из наших древнейших ирландских повестей рассказывает о Дагде, его сыне
мак Оке и его матери Боанн, богине реки Бойн. Соединившись с Дагдой, Боанн
родила Энгуса из Бруга. Традиция считает общим источником рек Бойн и Шэннон
источник Сегайс, сверхъестественный источник любого знания, находящийся в Земле
Обетованной. Над ним рос орешник, орехи которого падали в колодец, где от этого
образовывались пузыри вдохновения или, согласно другой традиции, где их
проглатывал лосось знания, живший в колодце. Обе версии постоянно упоминаются в
ирландской литературе в качестве источника мудрости29.
Энгус мак Ок живет в великом сиде Бруге-на-Бойн. Ночью во сне его посещают
видения прекрасной девушки, и от любви к ней он тяжело заболевает. Посылают за
его родителями, и после продолжительных поисков они выясняют, что эта девушка
Каэр из сида Уман в Коннахте, провинции, управляемой Айлилем и Медб. Мак Ок
отправляется туда и находит Каэр и ее служанок в облике белых лебедей
серебряными цепочками на озере Лох Бел Драгон у Крот Клиах на Равнине Маг Фемин.
Он подзывает ее, и они отправляются к нему в Бруг. Текст этой истории
датируется, скорее всего, VIII веком30.
Одной из самых увлекательных повестей о подземном мире является другой
коннахтский рассказ, Echtra Nerai ("Приключение Неры"). Здесь вход в Подземный
Мир находится в "пещере" (uaim), в скале недалеко [179]от двора Айлиля и Медб в
Круахане в Коннахте. Когда двор празднует Самайн (см. выше с. 136), Нера
выходит и снимает с виселицы тело, жалующееся на жажду. Напоив его, Нера
возвращает его на виселицу. Вернувшись ко двору, он обнаруживает, что пришло
войско из сида и сожгло двор, оставив кучи отрубленных голов,- в
действительности типичная черта кельтских набегов.
Нера тут же бросается в погоню и следует за отступающим шествием сидов,
очевидно мертвецов, так как каждый говорит своему соседу, что в шествии должен
|
|