|
интересно узнать, какова взаимосвязь между этими традициями и украшениями на
некоторых бретонских золотых монетах, на которых изображены человеческие головы,
привязанные к веревке вокруг большой головы в центре монет [илл. 15, II и III].
Мы располагаем ценным свидетельством о другом местном галльском боге,
Белене, от галло-римского поэта Авсония из Бордо, жившего во второй половине IV
века. Авсоний говорит, что некий Фебиций, Дед его современника Дельфидия,
знаменитого преподавателя университета в Бордо, был aedituus, или "храмовым
жрецом", бога Белена. Белен засвидетельствован как главный бог Норика и высоко
чтился в Аквилее, где его отождествяли с Аполлоном24. Его имя обнаружено на
надписях в Восточных Альпах, в Северной Италии и Южной Галлии, а также среди
лигурийцев. Выдвигалось предположение - по-видимому [173]ничем не обоснованное,
-что в данном случае Авсоний ввел в свое повествование экзотическое имя, не
имеющее местных корней. Против этой точки зрения говорит широкое
распространение этого имени в районах со значительным греческим влиянием;
отождествление Белена с Аполлоном в Аквилее; и греческие ассоциации имен сына
Фебиция, Аттия Патеры, и его внука Дельфидия, знаменитых своим красноречием.
Этот род считал себя потомками друидов Арморики, и следует напомнить сообщение
Цезаря о том, что хотя друиды передавали свое учение только в устной форме, они
все же использовали греческий алфавит для других своих записей. Вся эта картина,
на которой вместе появляются галльский бог Белен, отождествленный с Аполлоном,
жрец его храма и два последующих поколения жреческого рода, все представители
которого носили имена, связанные с Дельфами, были знамениты своим красноречием
и притязали на происхождение от друидов дальней западной окраины Галлии,
представляется столь же убедительной, сколь и живописной. Мы видим мимолетное
появление галльского бога и его жреца на закате галльского язычества. И культ
Белена, и описание Огмиоса у Лукиана являются самыми интересными и необычными
свидетельствами греческого влияния среди богов, известных в Южной Галлии.
Ирландская мифология гораздо древнее, чем наши первые мифологические тексты.
Со времен Вергилия до V века н. э. гордые римляне обычно называли кельтские
народы живущими "за пределами нашего мира", "на краю обитаемого мира". Они
имели в виду, что кельтские народы находились за пределами греческой и римской
цивилизаций. Классическая цивилизация была миром в себе, который взлетел на
необыкновенную высоту за невероятно короткое время благодаря введению и
распространению письменности. Уже к V веку н. э. римская образовательная
система распространилась на Британию, и детей посылали в школу для обучения
письму как нечто само собой разумеющееся. Однако под этой классической
цивилизацией с ее письменными текстами лежала другая богатая и блестящая
культура. Ее повести и поэмы и вся ее накопленная веками традиция передавались
из поколения в поколение изустно. Это была интеллектуальная жизнь железного
века, берущая свое начало в VII веке до н. э. или даже ранее. В
средиземноморских странах она уступила классической культуре; но в Галлии эта
ранняя местная кельтская культура продолжала существовать на протяжении всего
римского периода и стала составной частью в высшей степени интересного
сочетания - галло-римской культуры.
За пределами римской Галлии, однако, древняя кельтская культура железного
века осталась законсервированной и, в сущности, незатронутой [174]римским
влиянием. Мы говорим о древней цивилизации Ирландии с ее традициями, в
неприкосновенности сохранившимися с железного века, как ненаписанная рукопись
древнего кельтского мира. Ирландия - единственная кельтская страна, в которой
сохранилось такое богатство древних мифологических историй.
Ирландская мифология представляет сильный контраст с греческой, поскольку в
ранний период боги не были организованы поэтами в большое небесное сообщество,
как боги Олимпа. Они никогда не жили на небе или на горных вершинах. Они
обитали либо под землей, либо на земле, часто за морями или на дальних островах.
Древние ирландские мифологические повести можно разделить на четыре
основные группы. Мы не включаем сюда рассказы о местных культах источников, рек
и озер, столь важных для галльской религии. Они не выделяются как независимые
культы в Ирландии и появляются по большей части - и даже не очень часто - в
связи с важными богами, такими как Дагда, который обитал в Бруге-на-Бойн, на
реке Бойн.
1-я группа древнейшие кельтские боги, известные с ранних времен в Галлии, а
также, возможно позднее, в Британии.
2-я группа гораздо более многочисленная - местные ирландские подземные боги,
жившие в холмах-сидах, больших могильных холмах. Именно об этой группе
рассказываются самые живописные повести. Они больше всех известны современным
ученым.
3-я группа боги Возрождения, известные также из неирландских источников и
изначально, по-видимому, связанные не с сидами, а с морем.
4-я группа повести о сверхъестественном мире - Tir Tairngiri, "Земле
Обетованной"; Tir nа nOс, "Земле Юных"; Mag Mell; и повести о посетивших эти
страны смертных. Они обычно называются echtrai, "приключения", и baili,
"видения".
Естественно предположить, что древнейшими богами являются те, которые
первоначально почитались древними кельтами или галлами. Возможно, главным из
них был бог Луг, о котором мы уже говорили. Его имя, как мы видели, сохранилось
в обширной топонимике в Галлии и, возможно, в Британии. До нас дошли различные
версии истории о том, как он пришел в Ирландию; однако его чужеземное
происхождение, очевидно, из ранних аллюзий, так как одна повесть сообщает, что
|
|