Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик - История Кельтских королевств
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-
 
естественного ландшафта, особенно с источниками, реками, озерами и лесами. 
Галлы не обитали в городах, и их местные святилища были природными. Страбон (IV.
 I. 13) говорит- опять опираясь на Посидония - об огромных жертвенных 
сокровищах племени вольков-тектосагов, скрытых в священных местах и частью в 
священных озерах. Он добавляет, что в Кельтике было много мест, в которых были 
укрыты золотые сокровища, и что тяжелые слитки золота и серебра были затоплены 
в озерах, так как там они находились в полной безопасности. Очевидно, в 
окрестностях Тулузы располагалось крупное святилище ("храм"), в котором 
хранились величайшие сокровища, ибо очень многие жертвовали их и никто не 
осмеливался к ним прикоснуться. Вспоминается клад из Ллин Керриг Баха на Англси,
 обнаруженный в 1943 г. Это место когда-то было частью озера, в которое бросали 
большое количество оружия, деталей колесниц, инструменты, рабские цепи, трубы, 
котлы и бронзовые фрагменты, украшенные в латенском стиле. Считается, что это 
было местом жертвоприношений, совершавшихся между серединой П века до н. э. и 
II веком н. э.6
    С галльских времен в устье Сены существовало важное святилище богини 
Секваны, и здесь в болотистой местности недавно были обнаружены многочисленные 
остатки деревянных скульптур, включая большое число статуй II века до н. э. Мы 
подробнее поговорим об этом [167]святилище в двенадцатой главе, однако здесь мы 
можем сравнить с этим открытием святилище у источника местной бриттской богини 
Ковентины у римского форта (форт VII) Броколития (Каррауборо)7 на Южной стороне 
вала Адриана. Здесь вокруг бьющего до сего дня ключа был выстроен храм 
кельтского типа, внутри которого находился колодец или водоем, куда верующие 
бросали большое количество денежных приношений. А уже в V веке туда были 
сброшены алтари и резные таблички из храма - возможно христианами8. Среди этих 
табличек выделяется мраморная плита с надписью "богине Ковентине" и барельеф с 
изображением самой Ковентины, возлежащей на листе [илл. 32], с водяным 
растением в правой руке и с кубком, из которого течет вода, - в левой. Один из 
скульптурных барельефов изображает трех нимф; каждая из них держит в руках вазу,
 из которой извергается мощный поток воды [илл. 33]. [168] [169]
    Самый впечатляющий отрывок о галльских лесных святилищах содержится в 
"Фарсалии" Лукана. В 1. 452 он говорит о галльских друидах, "обитающих в 
сокровенных рощах (nemora alta) и уединяющихся в необитаемых лесах" и 
"исполняющих варварские обряды и темное почитание", к чему схолиаст добавляет:
    
    "Они почитают богов в лесах, не используя храмов"9.
    
    Это указание в "Фарсалии" на священные леса напоминает другой отрывок в той 
же поэме (1. 399ff.), где Лукан рассказывает, как Цезарь вырубил священный лес 
под Марселем, в котором из стволов деревьев грубо вырезаны фигуры, 
представляющие богов (simulacra maesta deorum). Здесь, говорит Лукан, в честь 
богов совершались варварские обряды, а алтари были завалены ужасными жертвами, 
и каждое дерево окроплено человеческой кровью; он говорит о воде, в изобилии 
проистекавшей из темных источников, и о чащах, в которых не лег бы дикий зверь. 
Священник (sacerdos) совершает богослужение для духа места (dominus loci).
    Это мрачное место: 
    
    "Люди никогда не подходят близко к почитаемому месту, но оставляют его 
богам... Сам жрец боится приближаться к нему, из страха натолкнуться на 
господина рощи".
    
    Даже делая скидку на прекрасную риторику Лукана в этом отрывке, мы не можем 
сомневаться в существовании священного леса под Марселем, вырубленного Цезарем, 
и в суеверном страхе местных жителей, созванных валить деревья, "которых с 
древних времен не касалась рука человека".
    Мы не располагаем столь многочисленными данными о лесных святилищах в 
Британии, но Дион Кассий утверждает, что при Боудикке у бриттов были святилища 
и что они совершали человеческие жертвоприношения богине победы Андрасте или 
Андате в священном лесу10. Мы можем также указать на рощи на острове Англси, 
которые, по словам Тацита11, были посвящены варварским суевериям и которые были 
уничтожены Светонием Паулином незадолго до 61 г. н. э. Присутствие элемента 
nemet в британских топонимах также связывает эти бриттские святилища с 
галльскими. Одной из наиболее интересных связей является позднее название, 
появляющееся в бретонском картулярии Кемперле XI века, где об одном лесе в 
Финистере говорится: "Quam vocant nemet"12.
    Мы не знаем, когда в Галлии впервые появились местные храмовые постройки, 
хотя новая техника раскопок деревянных остатков13 может пролить свет на этот 
вопрос. Был выявлен единственный деревянный [170]прототип доримских храмов 
железного века типичной формы, но не в Галлии, а в Хитроу, в Миддлсексе, в 
Британии14. Цезарь ни разу не упоминает галльские храмы, хотя Светоний в 
туманных словах обвиняет его в разграблении галльских fana и templa15. 
Греческие и римские авторы не употребляют термин aedes для обозначения 
галльских храмов, и мы не располагаем описаниями галльских алтарей, для которых 
латинские авторы используют термины arae, altaria. На протяжении галло-римского 
периода, однако, святилища в виде архитектурных сооружений получили широкое 
распространение как в Галлии, так и в Британии, и в обеих странах, в 
особенности в Британии, многочисленные следы оставили местные придорожные 
святилища. Были раскопаны некоторые кельтские храмы в эстуарии Роны. Эти храмы 
более подробно будут описаны в двенадцатой главе. Здесь мы скажем лишь, что 
портики крупных храмов представляют собой монументальные постройки, "настоящие 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 200
 <<-