|
одно их название.
Сложнее проследить заселение кельтами Британских островов. Как
представляется в настоящий момент, мы должны выбирать между двух крайностей.
Около 2000 г. до н. э. сюда пришел народ культуры коло-коловидных кубков,
устраивавший свои захоронения в отдельных могилax, с индивидуальными могильными
предметами. Считается, что [17] замечательная уэссекская культура бронзового
века, возникшая около 1500 г. до н. э., основывалась именно на этой традиции.
Могильные предметы в данном случае предполагают существование воинской
аристократии "с четким распределением служебных обязанностей... через военную
знать до ремесленников и крестьян" [6], как в гомеровском обществе. Именно этот
тип общества описывается в ирландских сагах, и у нас нет оснований считать
невозможной столь раннюю дату появления кельтов в Британии. Мы увидим, что
существуют языковые и культурные соображения, подтверждающие эту гипотезу. С
середины VI века до н. э. появляется народ раннего железного века, строители
столь характерных для мира островных кельтов укреплений на холмах. С этого
времени и до нашествия белгов, которое, по словам Цезаря, произошло незадолго
до его времени, Британию захлестывали последовательные волны кельтской
иммиграции. Однако на данный момент среди археологов наиболее распространена
точка зрения, в соответствии с которой Британские острова не подвергались
широкомасштабной иммиграции между 2000 и 600 гг. до н. э.
Археология сделала в последние годы большие успехи, и непрофессионалу
сложно составить определенное личное суждение. Остается лишь выбирать мнение
одного из авторитетных в этой области исследователей и опираться на него. В то
же время весьма успешно развивалась и кельтская филология, твердо установившая,
как мы увидим из последующего изложения, архаичность ирландской традиции. В
настоящее время, по нашему мнению, ни одна из двух этих точек зрения не
выглядит более обоснованной, чем другая, и мы признаемся, что предпочитаем
раннюю дату. С прогрессом исследований в области предыстории или же с новыми
открытиями в лингвистике7 в будущем, возможно, появится возможность
аргументированного решения. На сегодняшний день мы вынуждены довольствоваться
сомнениями.
В частности, в своей статье "Гойделы и их предшественники", а позднее в
своей превосходной монографии "Early Irish History and Mythology" О'Рахилли
выдвинул совершенно новую теорию в отношении кельтского заселения Ирландии. Он
различает четыре последовательные волны иммиграции: круитни до 500 г. до н. э.;
эрины (= Фир Волг), вероятно, в V веке; лагены (с племенами домнаин и галеоин)
в III веке; гойделы, появившиеся около 100 г. до н. э. Представление о серии
нашествий соответствует местной традиции и впервые зафиксировано Неннием,
упоминающим три нашествия: Партолона, Немеда и Сыновей Миля.
В "Книге Захватов Ирландии", известной нам по редакции XI века, их
насчитывается 5 (или 6): (Кессаир), Партолон, Немед, Фир Болг, [18] Племена
богини Дану и Сыновья Миля. Однако эти легенды являются лишь учеными
измышлениями и не имеют никакой исторической ценности. Они представляют интерес
другого рода. Единственное отношение, которое они имеют к истории, состоит в
том, что они отображают состояние дел, которое пытались объяснить образованные
люди древности. Из различных ссылок, цитируемых ОТахилли, явствует, что в
Ирландии присутствовали по меньшей мере три этнические группы: круитни,
располагавшиеся преимущественно на северо-востоке и, очевидно, родственные
шотландским пиктам (также называвшимся круитни) [8]; эрины, жившие на
юго-западе и юго-востоке (деси); и гойделы (Cland Miled), доминирующий народ
раннеисторического периода, правившие в Таре, Кашеле и Круахане. Были ли лагены
отдельным народом или только одним из гойдельских племен, для нас не вполне
ясно.
Последнее предположение О'Рахилли состоит в том, что первые три (по его
классификации) группы говорили на бриттских диалектах, то есть были
"Р-кельтами", и что только гойделы были носителями гойдельского языка,
единственным "Q-кельтским" народом [9]. И он пытается доказать это, основываясь
на данных некоторых ирландских слов, не гойдельских по форме, которым ученый
приписывает бриттское происхождение. Его аргументация не выглядит убедительной,
а идея, что этот более архаичный язык был принесен в Ирландию последним в
результате миграции квариатов из Юго-Восточной Галлии, логически
неправдоподобна. Нам представляется более вероятным, что гойдельский язык
появился в Ирландии первым и что в Ирландии существовали отдельные поселения
бриттских племен - точно так же позднее ирландцы основали свои поселения как в
Северном, так и в Южном Уэльсе, В эти ранние века, когда существовало
непрерывное сообщение через Ирландское море, налицо были все возможности для
лингвистических заимствований. Более того, определенная часть ирландского
словаря может быть и неиндоевропейской, наследием докельтских времен. Круитни и
эрины, иммиграция которых произошла раньше гойдельской, вероятно, говорили на
Q-диалектах. Однако правильнее будет сказать, что на данный момент не
существует однозначного ответа на этот вопрос. Доктрина О'Рахилли была
воспринята некоторыми учеными [10] и отвергнута другими".
В это же время кельты проникли в Италию и продвинулись вдоль Дуная в
направлении Черного моря. Цизальпийская Галлия была заселена в IV веке, а в 390
г. кельтские воины захватили Рим. В 278 г. было Разграблено святилище в Дельфах,
а затем грабители прошли по Фракии и Македонии. Скордиски основали город
Сингидун (Белград), а Другие группы даже вступили в контакты со скифами и
образовали [19] кельто-скифскую группу. Наконец, двадцатитысячное войско,
состоявшее из тектосагов, толистобогиев и трокмов, вторглось в Малую Азию,
после чего эти племена основали три тетрархии Галатии в Восточной Фригии.
|
|