|
Общественный строй: раннеирландское общество
Источники информации о светских институтах Ирландии многочисленны, но еще
не полностью изучены. Многое можно узнать из car, а еще больше из анналов,
генеалогий и прежде всего древних юридических трактатов. Ирландские правовые
трактаты являются, вероятно, важнейшими документами своего рода во всей
западноевропейской традиции, хотя бы по своему объему и по архаичности
сохраненной в них традиции. Их корни уходят не в римское право, а в древние
индоевропейские обычаи.
Основной территориальной и административной единицей в Ирландии был туат
(tuath), который по площади иногда соответствует современному баронству1. Это
слово означает "племя, народ", а также употребляется для обозначения занимаемой
племенем территории. Многие названия современных баронств являются древними
названиями туатов; но Книга Прав, составленная в XI веке, перечисляет лишь 97
tuatha против 273 сегодняшних баронств.
Было бы ошибкой предполагать между туатом и баронством сколь-нибудь близкую
связь. Баронство было норманнским владением, и когда Стронгбоу или Де Ласи
даровали земли для баронства, они вполне могли воспользоваться уже
существовавшими территориальными делениями в качестве ленных единиц, так что
баронство могло состоять из одного или нескольких туатов. Но в землях, позднее
разделенных на графства, территории баронств были, по всей видимости,
разграничены заново и, таким образом, более не основывались ни на какой
традиции.
Более крупной единицей была tricha cet "тридцать сотен", первоначально
военный термин, обозначавший отряд из трех тысяч человек. [119] МакНейлл
полагает, что в данном случае мы можем наблюдать весьма древнюю традицию,
общего происхождения с римским легионом, в своей древнейшей форме также
насчитывавшим три тысячи2. Позднее это обозначение использовалось в
территориальном смысле, и мы располагаем названиями 29 tricha cet из различных
источников3. Однако оно ни разу не появляется в правовых текстах и
приравнивается глоссаторами к туату, из чего следует, что к их времени это
слово вышло из употребления4.
Каждый туат управлялся королем (ri), "первоначально священной фигурой,
происходящей от того или иного божественного предка и мистически облеченной
верховной властью посредством древних инаугурационных обрядов"5. Королевская
инаугурация представляла собой символическое бракосочетание с Властью, обряд
плодородия, обозначаемый техническим термином banais rigi, "королевская
свадьба".
Власть представлялась в образе богини, на которой должен был жениться
король для обеспечения благосостояния своего королевства. Это напоминает нам об
индийской sakti (см. выше с. 28) и о спутницах некоторых галльских богов. Это
представление, возможно, является развитием древней идеи брака бога племени с
богиней земли или воды, выступающей в качестве источника плодородия.
Эта идея выражена во многих ирландских сагах и сохраняется по сей день.
Возможно, самым ранним свидетельством является сага Baile in Scail "Безумие
Призрака", в которой Конн, король Ирландии, оказывается в сиде, где призрак
предрекает имена будущих королей Ирландии, а женщина, сидящая на кристальном
троне, наливает чашу зля каждому поименованному королю (с. 192). В некоторых
других сагах старуха в объятиях будущего короля превращается в прекрасную
девушку. Такую историю рассказывают про Ниалла Девяти Заложников, а также про
Лугайда Лайгде, отца Лугайда Мак Кона6. В одном варианте из Старины Мест
девушка говорит Лугайду:
Я скажу тебе, благородный юноша,
Со мной спят верховные короли;
Я прекрасная стройная девушка,
Власть над Шотландией и Ирландией7
Atber-sa fritt, a meic min,
limsa foit na haridrig:
is me ind ingen seta seng,
flaithius Alban is Herenn.
Легендарная королева Медб, имя которой означает "опьянение", первоначально
была олицетворением власти, ибо мы узнаем, что она была женой девяти королей
Ирландии, а в другом месте рассказывается, что королем мог стать только тот,
кто становился ее супругом. О короле Кормаке говорится: nocor fai Medb lasin
mac niba ri Erenn Cormac, "пока Медб не соединилась с юношей, Кормак не был
королем [120] Ирландии"8. Младшие короли также вступали в брак со своими
королевствами. Еще в 1310 г. анналы фиксируют свадьбу Федлимида 0'Конхобара
(Фелим О'Коннор) с провинцией Коннахт. В XVII веке О'Бруадайр говорит о короле
как о "супруге цитадели Кашель". Даже в XVIII веке поэты называли Ирландию
супругой своих законных королей.
Геральд Камбрийский описывает ритуал, который, как ему сообщили, все еще
практиковался в одном из северных королевств и включал в себя жертвоприношение
кобылы. Выбранный король проходил через символическое соединение с жертвенным
животным, а затем купался в похлебке из него и пил оттуда9. Некоторыми учеными
этот рассказ считается вымышленным, однако, несомненно, он имеет под собой
реальное основание. Он весьма напоминает индийский обряд ашвамедха (asvamedha),
в ходе которого королева вступает в символическую связь с убитым жеребцом,-
|
|