|
эмигрантов-беглецов под руководством духовного предводителя, а политическую
экспансию народа, организованную знатными валлийскими княжескими домами,
политические права, привилегии и духовное единство которого являлись заботой
образованных клириков. Так как наши основные источники монашеского
происхождения и позднего времени, неудивительно, что некоторые из первых вождей
превратились в святых. Наиболее яркий пример - Вортигерн, который, как уже
упоминалось, появляется в записях Кемперле как св. Гуртиерн [38].
Между тем в Бретани, как и на наших островах, VI и VII века были периодом
подъема исторических королевств. Очень жаль, что современник этих событий
Григорий Турский не уделил достаточного внимания двум бретонским государствам,
Домнонии и Корнуаю, поскольку наши сведения о них по большей части основываются
на записях церковных установлений и менее надежных житиях святых. В первом из
них, "Житии св. Самсона Долского", Домнония именуется не королевством, а
областью, герцогством или графством, а во франкских источниках ею правит
"королевский граф", хотя власть над этой территорией, по всей видимости,
переходила от отца к сыну. В этом житии [116] мы находим живой рассказ об
отношениях князей Домнонии как с королем франков Хильдебертом, так и с регентом
Куномором (Cunomorus), который, как сообщается, узурпировал власть над
королевством - воспользовавшись малолетством принца Юдуала (Judual), умершего
около 580 г. Св. Самсон показывает нам франкский двор VI века, где он просит
Хильдеберта оказать помощь юному Юдуалу, и мы становимся свидетелями торжества
истинного наследника - так нас уверяет "Житие" - и падения узурпатора [39].
Куномор является самой интересной фигурой ранней бретонской истории,
которая, можно сказать, начинается с его отношений с королями франков. По
своему происхождению он был одним из незначительных бретонский князей; его
резиденция находилась в Пу-Кастеле, ныне Каре, а его "графством", то есть
маленьким городом-государством, были окружающие земли, ныне Поэр. Время его
правления, сначала в качестве регента, а затем узурпатора Домнонии, традиционно
датируется приблизительно 540-554 гг. Кажется, поначалу он был обычным
христианином, однако, натолкнувшись на враждебность церкви, в преданиях он
изображается как узурпатор, кровожадный тиран и Синяя Борода. Путем своей
узурпации Домнонии и в качестве господина Поэра и Леона он уже владел половиной
Бретани и, очевидно, стремился к созданию крупного независимого княжества.
Однако, после торжества Юдуала, Домнония поднялась против "тирана", который
потерпел поражение и был убит в своем родном Поэре, куда он удалился в надежде
найти убежище и подкрепление.
В то время как бритты занимали полуостров, Галлию постепенно захватывали
франки, и при Хлодвиге (около 481-511) галло-римские города Арморики формально
признали франкскую власть. Франки считали себя истинными наследниками римских
правителей и отказывались признать независимость остальной части полуострова
Бретани, в то время как бретонцы, со своей стороны, отказывались признать
притязания франков и, наоборот, стремились распространить свою независимость на
восток [40]. Согласно современнику этого процесса Григорию Турскому [41],
преемники Хлодвига лишили правителей Бретани титула короля, заменив его
графским титулом, который носили франкские должностные лица, управлявшие
разными городами-государствами от имени франкских королей. Несмотря на это, и в
статусе графов бретонские вожди продолжали игнорировать власть меровингских
королей. Это был период превращения галло-римской области Ванна в Бро Варох,
"Земли Вароха", по имени бретонского вождя Вароха II (577-594), при котором
этот город в 579 г. стал бретонским. Варох был действительно грозным
противником франков, и Григорий живо [117] описывает сенсационную военную
карьеру этого храброго князя и его политические отношения с франкскими королями.
В 587 г. он совершил набег на Нант, а в следующем году напал на Ренн и вновь
на Нант; и хотя в 590 г. на Ванн напала многочисленная франкская армия, это
кончилось для франков катастрофой, ибо их армия потерпела поражение и была
частично уничтожена сыном Вароха Канао (Саnао) [42]. При этих обстоятельствах,
которые выявляются из картины, нарисованной Григорием Турским, неудивительно,
что вспыльчивые правители, как бретонские, так и франкские, находились в
состоянии непрерывной войны друг с другом, причем франки пытались установить
свой контроль, а бретонцы Броэрека (Broerech) - опустошить галло-римские
пограничные города Ренн, Нант и восточные земли ваннской области [43].
Борьба между Бро Варохом и франкскими королями тянулась веками. Иногда
армии франков терпели от бретонцев сокрушительные поражения; однако бретонские
вожди были не в состоянии объединить свои усилия. Карл Великий организовал не
менее трех экспедиций в Бретань, а Людовик Благочестивый лично совершил две. В
конечном итоге Людовик Благочестивый назначил бретонца Номиное (Nominee)
сначала графом, а затем бретонским герцогом; однако в 846 г. Номиное вынудил
Карла Лысого признать независимость Бретани. Карл в действительности был рад
помощи бретонцев в качестве союзников не меньше, чем в качестве подчиненных,
ибо теперь он столкнулся с гораздо более серьезной проблемой - нашествиями
викингов. В 849 г. Номиное поднял открытый мятеж, однако в 851 г. он умер под
Шартром во время военной кампании [44]. Его сын и преемник Эриспое (Erispoё)
был убит в 857 г. по приказу знаменитого Саломона (Salomon), который и
наследовал ему. С 863 г. Саломон признал верховную власть франков и обещал
выплачивать дань Карлу Лысому, хотя вскоре он отказался как от верности ему,
так и от дани и в 874 г. заплатил за свои преступления и вероломство своей
жизнью. С правлением Саломона Бретань вступила в эпоху средневекового
феодализма. [118]
ГЛАВА 5.
|
|