|
контрастируют с греческой сдержанностью, отличаются крайностями пышности и
аскетизма, радости и отчаяния, отсутствием дисциплины и дара организации
мирских дел, восторгом перед красотой природы и волшебными повестями,
художественным чувством, предпочитающим орнамент и схематизм простому
воспроизведению. Мэтыо Арнольде назвал это кельтской магией.
В этой сфере, где урожай столь богат и столь мало рабочих, мы были
вынуждены обратиться за помощью к другим ученым, любезно согласившимся на это.
Профессор Бинчи помог нам с пятой главой, даже предоставив в наше распоряжение
свои заметки к лекциям. Главы 9 и 11 не могли бы быть завершены без постоянных
советов Проншиаса МакКаны. К работе были привлечены и наши друзья Людвиг Билер,
Фрэнсис Бирн, Глин Дэниел, Майкл Долли, Дэвид Эрлингссон, Кеннет Джексон,
Стюарт Пигготт, Теренс Пауэлл и Джозеф Ра-ферти. Мы хотим принести нашу
благодарность им и всем тем, кто консультировал нас по другим вопросам.
Мы приносим нашу благодарность издательству Чикагского университета за
разрешение перепечатать отрывки из книги Майлза Диллона Early Irish Literature,
издательству Кларендон за разрешение напечатать два стихотворения из книги Дж.
Мерфи (G. Murphy, Early Irish Lyrics Oxford, 1956) и некоторые стихотворения и
извлечения из книги Т. Пэрри (Т. Parry, The Oxford Book of Welsh Verse), а
также Совету Ирландской королевской академии и автору за разрешение привести
переводы из Celtic Ethnography ofPosidonius профессора Тирни.
Мы благодарны мисс Маре Бренах за бесконечное терпение, с которым она
печатала и перепечатывала эту книгу, и Маре Бян Уи Киннсела, любезно
согласившейся на скучную работу по сверке указателей.
Нора Чедвик
Майлз Диллон
[12]
Глава 1.
У истоков кельтской цивилизации
В конце VI века до н. э. кельты уже были знакомы греческим историкам и
этнографам. Гекатей Милетский, писавший примерно в это время, говорит, что
Нарбонн является городом кельтов, и упоминает, что Марсель находится рядом с
кельтскими землями. Геродот (V век) дважды упоминает кельтов (первое появление
названия Keltoi), но при этом сообщает лишь то, что истоки Дуная - видимо, он
считал, что они находятся на Пиренеях,- населены кельтами и что кельты живут за
Геркулесовыми столбами и являются самым западным народом Европы за исключением
цинезийцев. И все же существует более древний письменный источник, нежели
произведения Гекатея и Геродота, хотя он и сохранился в более поздней передаче.
Ora Maritima Авиена (III век н. э.) содержит описание средиземноморского
побережья от Кадиса до Марселя, составленное в начале VI века, и в ней также
говорится, что кельты населяют Галлию и юго-западную Испанию.
Заглянув еще дальше, мы увидим, что первоначальной родиной кельтов были
земли к востоку от Рейна, территории современных Баварии и Чехии, а также земли
к западу от них до самого Рейна. Подтверждением такой точки зрения может
служить сопоставление топонимики с археологией. В бронзовом веке,
приблизительно в конце XIV века до н. э., в Центральной Европе появляется
культура, признаками которой являются характерные погребальные обычаи и оружие,
орнаменты, инструменты и керамика, неизвестные там до тех пор и обнаруживаемые
в одних и тех же местах. Захоронения устраиваются в искусственно насыпаемых
холмах - курганах (tumuli), и некоторые археологи соотносят эту культуру с
появлением кельтов. Вслед за курганной культурой возникает новый вид
захоронений, при котором труп [13] кремировался, пепел помещался в урну, а урны
выставлялись на кладбищах, известных под названием "поля погребальных урн".
В конце периода "полей погребальных урн" мы находим железные инструменты и
оружие, так что можно говорить уже о железном веке. Ранний его период обычно
называется ранним железным веком или гальштаттской культурой (около 800-450 гг.
до н. э.). Гальштатт - местность в Австрии, где было обнаружено множество
подобных предметов. [14] Поздний железный век обычно называют Ла Тен, по
местности в Швейцарии, и этот период начинается приблизительно с 450 г. до н. э.
и заканчивается на континенте одновременно с походами Цезаря.
Многие археологи связывают появление кельтов с возникновением полей
погребальных урн на юге Центральной Европы, поскольку, по всей видимости, со
времени их появления в конце бронзового века, через гальштатгский период и до
Ла Тена существовал определенный культурный континуум. Однако, по нашему мнению,
кельтский диалект выделился из индоевропейской общности гораздо раньше и
эпитет "кельтский" лучше прилагать к каким-либо остаткам материальной культуры,
которые можно было бы датировать началом второго тысячелетия до н. э.
По всему этому ареалу, в Австрии, Богемии, Южной и Западной Германии и во
Франции, обнаруживаются названия мест, в состав которых входят такие элементы,
как briga-"холм"; dunum-"крепость"; magus - "равнина"; nemeton - "священное
место"; ritum - "брод"; seno - "старый"; uindo - "белый". И все эти слова
известны как ирландские bri- "холм" (валлийское bre-далее валл.); dun- "замок"
(dinas); mag - "равнина" (та); nemed - "священное место"; валл. rhyd - "брод";
sen - "старый" (валл. hen); find - "белый" (валл. gwyn). Валлийское название
Gwynfa в Монтгомеришире и ирландское Findmhagh в графстве Антрим являются
точными переводами галльского ouindomago (Uindo-magos) в Нарбоннской Галлии,
упоминаемого Птолемеем (2, 10, 6). Название Рейна кельтское, кельтские же имена
носят все его восточные притоки: Некар, Майн, Лан, Рур и Лип-пе. Изар, Инн и
Таубер также объясняются как кельтские2. Вероятным представляется заключение,
|
|