|
гантская
голова, изображающая,
по мнению некоторых исследователей,
ольмекского правителя.
51
Только постепенно пришло осознание того, что ольмеки им предшествовали. Первая
монументальная скульптура была обнаружена в 1862 г. возле Трес-Сапотес, южнее
Веракруса. Работники, занятые на уборке сахарного тростника, нашли в земле
огромный перевернутый каменный
котел. Однако вскоре на свет появилось
лицо: округлое, властное., с толстыми
губами и носом; сразу стало ясно, что это находка необычайной ценности. Потом
появились другие предметы, но все равно на них не обращали должного внимания.
До 1930-х годов никто не признавал,
что ольмеки — самая ранняя из всех
52
месоамериканских цивилизаций. Истина обнаружилась 16 января
1939 г., когда американский археолог Мэтью У. Стирлинг нашел в Трес-Сапотес
камень, на одной стороне которого была высечена типичная дата майя, а на другой
— характерное
для ольмеков кошачье лицо. Камень был датирован 31г. до н.э., что значительно
старше любого объекта майя.
По мере того, как находили все больше и больше памятников
ольмекской цивилизации, вставал вопрос: почему многие из них покалечены и
зарыты в землю? Напрашивался
очевидный вывод — они были разбиты захватчиками, или, возможно, самими
ольмеками, в отчаянной попытке предотвратить
вражеское надругательство. Однако когда в 1966 г. другой американский археолог,
Майкл Коу, осуществлял раскопки
в Сан-Лоренцо, к юго-востоку от Трес-Сапотес, он понял, что найденные им
предметы — головы, статуя коленопреклоненного
мужчины, фигура ягуара были намеренно погребены. Коу счел единственным
объяснением ритуальное
захоронение скульптур в ходе некой церемонии, а вовсе не вражеское нашествие.
Возможно, что большинство загадок ольмеков так и останутся
неразгаданными. После исчезновения их культуры, что само по себе стало загадкой,
пришли другие народности.
После 1000 г. до н.э. растущее население долины Мехико
постепенно начало концентрироваться в Куикуилько (ныне в городской черте
Мехико) и в Теотиуакане, расположенном
в менее обширной долине, в 33 милях к северо-востоку. Когда Куикуилько было
разрушено извержением вулкана, Теотиуакан мог расти, не боясь никакого
соперничества.
Он и рос, развивался — из большой деревни стал городом, более крупным, чем его
современник, императорский
Рим. К 500 г. н.э. в нем насчитывалось, по крайней мере, 125 000, а то и все
200000 жителей, и он охватывал площадь в 8 кв. миль. Судя по его плану и
монументальному
величию его зданий, ничего подобного не было ни до, ни после во всем
доколумбовом Новом Свете. Однако почему
он опустел и куда делись его обитатели, остается загадкой,
как и судьба ольмеков.
Теотиуакан значит "город богов". Так назвали это место
восхищенные ацтеки, которые даже в этих пустынных
53
54
развалинах ощущали присутствие божественного, словно только
боги могли здесь обитать. Никто не знает, как называли Теотиуакан во дни его
славы, и никто не знает, как звали себя его жители. Да и толком узнать о его
взлете и падении археологи смогли только в последние 100 лет.
Путешественники, желающие осмотреть этот город в XIX веке, отправлялись верхом
на муле из Мехико. Их взору представал пустынный ландшафт, украшенный холмами,
на высочайший из которых (210 футов — 65 м), называемый
Пирамидой Солнца, вела извилистая тропа. Колючие
кактусы возвышались среди моря более мелкой растительности. То тут, то там
выглядывал кусок отесанного
камня, намекая, что под этими холмами скрыто нечто
таинственное.
Тишина и покой царили над этим местом, что некогда было переполненным людьми
городом, важнейшим торговым
и религиозным центром Месоамерики. Это был цветущий, сияющий яркими красками,
богато украшенный
стенными росписями город. В расцвете могущества
он управлял территорией более 10000 кв. миль, сравнимой с современными
Нидерландами.
Местоположение города впечатляет. Теотиуакан
расположен неподалеку от богатых залежей обсидиана,
вулканического стекла, которое было столь необходимо для производства острых
орудий труда. Это общество так и не научилось делать железо или бронзу. Город
снабжают водой родники, предоставляя
возможности для ирригации. Прямо через Теотиуакан
проходил путь, связывающий горные долины
с побережьем залива, что предоставляло городу не только широкие возможности для
торговли, но и шанс контролировать ее. Кроме того, в глазах окрестного
населения он имел религиозное значение, в него отовсюду стекались паломники.
Д
|
|