Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
го отрезка времени – полувека. Начав с захвата Гаити, Кубы и других 
Карибских островов, Испания к середине XVI столетия уже распространила свою 
власть на огромной территории Американского континента от Мексики до Патагонии.
     Конкиста увенчалась успехом в результате усилий короны, опиравшейся на 
конкистадоров и церковников, которые были теснейшим образом связаны с 
торгово-финансовой прослойкой Испании, финансировавшей их деятельность. 
Участники конкисты стремились побольше добыть золота и других ценностей в 
колониях, завладеть землями, поработить местное население, заставить его 
работать на себя. Эти подлинные цели конкисты маскировались и облагораживались 
христианской проповедью о спасении душ индейцев, об их духовном и физическом 
благе, о претворении в жизнь христианских постулатов всеобщей справедливости. 
Миссию идеологического камуфляжа выполняла церковь, окружавшая ореолом 
священной благодати сначала феодальный строй, а затем абсолютистскую монархию 
Испании. В заморских владениях она оправдывала богословскими аргументами 
колониальный грабеж, порабощение и угнетение коренного населения.
     Такими же были и испанские короли той эпохи, подобно двуликому Янусу 
совмещавшие в себе жадность к мирским благам и власти с христианским 
благочестием. Буржуазная историография пытается выдать Изабеллу и Фердинанда, 
Карла V и Филиппа II за мудрых правителей, великих сподвижников христианской 
веры, стремившихся якобы только к одному – приумножить благополучие своих 
подданных.
     В действительности же эти католические государи (Титул "католический 
государь" был дарован папским престолом Изабелле и Фердинанду в связи с 
завершением реконкисты в конце XV в.) были коварными, жестокими и беспощадными 
правителями, ответственными за ужасы инквизиции и конкисты. Изабелла отличалась 
непревзойденным ханжеством. Маркс называл ее "фанатичной свиньей", 
"католической скотиной" (Архив Маркса и Энгельса, т. VII. М., 1940, с. 82, 101).
 Ее супруг Фердинанд соединял в себе все пороки, которые сделали его идеальным 
прототипом "Государя" Никколо Макиавелли.
     Карл V и Филипп II возглавляли контрреформацию, вели агрессивные войны в 
Европе. Войска Карла V разоряли итальянские земли, захватили Рим и подвергли 
его грабежу, сопровождавшемуся насилиями и убийствами, а Филипп II вел 
дли-тельную кровавую войну против населения Нидерландов, казня без разбора 
женщин, детей, стариков – всех, на кого могло пасть подозрение в сопротивлении 
испанским поработителям. Их правление Маркс характеризует как "гнусное 
господство Габсбургов" (Архив Маркса и Энгельса, т. VII. М., 1940, с. 85).
     Конкисту некоторые историки называют последним "крестовым походом", ибо ее 
участники оправдывали и обосновывали свои действия и поступки религиозными 
взглядами, ссылками на церковных авторитетов, на христианские доктрины. 
Конкистадоры считали себя исполнителями, "инструментами" воли божественного 
провидения, что не мешало им убивать, грабить и угнетать тех, кого они обращали 
в свою веру, обещая в награду вечное спасение и избавление. Так вели себя 
миряне, так вело себя и духовенство.
     Но если идеология конкисты была сродни идеологии средневековых крестовых 
походов, то сама конкиста по своему содержанию и характеру принадлежит к другой 
эпохе, главным действующим лицом которой была нарождающаяся буржуазия.
     "Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, – писал Маркс, – создало 
для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский 
рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств 
обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, 
мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном 
обществе быстрое развитие революционного элемента" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 
т. 4, с. 425).
     Абсолютистская Испания XVI в. – сильнейшее государство Европы, а может 
быть, и мира – открыла эту новую эру, хотя сама так и не смогла переступить ее 
порога в течение длительного времени. Став первой и самой крупной колониальной 
державой, Испания превратилась в перевалочную базу для американского золота, 
оседавшего в конечном итоге в сундуках английской, французской, голландской 
буржуазии. Впоследствии соперники Испании переняли ее колониальный опыт и, 
вооруженные уже собственной – лютерано-протестантской – философией, не менее 
лицемерной и двуличной, чем католическая, умножили ее преступления в своих 
собственных заморских владениях.
     Колониальное порабощение осуществлялось европейскими державами в разные 
эпохи и в разных широтах далеко не однозначно. Даже одни и те же страны, 
например Англия, по-разному управляли своими колониальными владениями. Так, 
северо-американские колонии, население которых состояло в основном из 
европейских переселенцев, пользовались в значительной степени правами 
самоуправления. В Северной Америке Англия расширяла свои владения путем не 
порабощения индейцев, а их вытеснения или истребления. Та же Англия управляла 
Индией, используя для этого местных правителей при сохранении существовавших 
ранее феодальных порядков. В африканских владениях англичане использовали для 
подчинения местного населения родоплеменную знать. И в Индии, и в Африке 
туземцы в основном сохраняли свои прежние верования, а также языки. Имел свои 
особенности французский, голландский, германский колониализм. Испанцы же 
навязали покоренным народам Америки свой язык, свою веру, свои общественные и 
правовые институты, свои обычаи, взгляды и даже привычки и вкусы. Америка стала 
испанской не только потому, что она принадлежала Испании, но и потому, что все 
в ней было проникнуто испанским "духом". Испанские колонизаторы разрушили 
автохтонную культуру и пытались подменить ее своей, запретили местные культы, 
навязав свой, изменили древние географические названия, переименовали на свой 
лад страны, области 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-