Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
 регионы, разрушили древние города и селения, создав новые 
по испанскому образу и подобию, ввели свое законодательство, даже свою одежду и 
т. д.
     Сторонники испанского колониализма и церкви утверждают, что этими 
действиями, хотя они носили чаще всего насильственный характер и влекли 
многочисленные жертвы среди местного населения, коренные народы Америки 
приобщались к "дарам и благам" современной цивилизации, выжили, "возмужали" и 
стали "совершеннолетними", достойными членами современного "христианского 
общества". Другие колонизаторы всемерно превозносят свою цивилизаторскую роль, 
выдают себя за бескорыстных "благодетелей" порабощенных ими народов. Буржуазные 
ученые пытаются подменить процесс колониального угнетения безобидной 
аккультурацией, они говорят о взаимном обмене культурными ценностями, который 
якобы имел место между колонизаторами и порабощенными народами. Все эти 
разглагольствования о благах, которые будто бы принесли колонизаторы и церковь 
народам Америки, должны скрыть тот бесспорный факт, что колониализм означал для 
этих народов духовное и физическое порабощение, эксплуатацию, обман, ложь, 
тиранию, уничтожение собственных духовных и материальных ценностей. Во всех 
колониях стремление к независимости – пресловутому "совершеннолетию" – 
беспощадно подавлялось при активной поддержке церкви. Испанским колониям, чтобы 
освободиться от своих колониальных "благодетелей", понадобилась 15-летняя 
ожесточенная кровопролитная война, унесшая несколько миллионов жизней и 
вызвавшая огромные разрушения материальных ценностей, что крайне затруднило 
дальнейшее самостоятельное развитие народов этого региона.
     Конечно, было бы упрощенчеством утверждать, что католическая церковь 
выступала только в роли духовного помощника светских колонизаторов в Америке, 
хотя именно в этом заключалась ее главная функция. Христианская религия, 
отражающая в себе сложнейшие противоречия реального мира, не только призывала 
своих последователей к покорности, терпению, всепрощению перед злом, но и 
порождала в некоторых из них, выражаясь словами испанского историка Фернандо де 
лос Риоса, "жажду абсолютного совершенства" (Rios F. de los. Religion y Estado 
en la Espana del Siglo XVI. Mexico, 1957, p. 156), стремление бороться за это 
совершенство вплоть до отдачи своей собственной жизни. Идеал абсолютного 
совершенства, включающий в себя все высшие человеческие добродетели – 
справедливость, добро, бескорыстие, сострадание и пр., проповедуемый церковью 
во время многовековой борьбы с маврами, а затем получивший свое бессмертное 
воплощение в подлинно национальном герое Испании Дон Кихоте, находился в 
вопиющем противоречии с господствовавшей в Испании действительностью.
     Такое противоречие порождало одновременно колонизаторов – жестоких, 
беспомощных, охочих до золота и славы, мечтавших о завоеваниях, поместьях, 
рабах, и фанатиков, грезивших построить "град божий" на земле и готовых во имя 
торжества всеобщей справедливости на любые жертвы. Но это были крайние полюса. 
Большинство же участников конкисты пыталось совместить "святое с мирским", 
поклоняться одновременно и богу, и демону наживы, или, как образно выразился 
Берналь Диас дель Кастильо, солдат Эрнана Кортеса – завоевателя Мексики, 
"служить богу и королю, нести свет тем, кто живет во мраке, и заодно добывать 
богатство, которого ищут все люди" (Diaz del Castillo В. Historia verdadera de 
la conquista de la Nueva Espana, t. I. La Habana, 1963, p. 14).
     Именно такого рода люди "с крестом в руке и ненасытной жаждой золота в 
сердце", как писал о них другой современник конкисты Бартоломе де Лас Касас, 
составляли большинство дворянской вольницы (идальго) в Испании и основной 
контингент завоевателей в Америке. Их прообразом был сам Христофор Колумб. По 
словам Бартоломе де Лас Касаса, Колумб все свои дела начинал с обращения к св. 
Троице, к Иисусу и деве Марии, клялся именем св. Фердинанда, строго соблюдал 
посты и другие церковные предписания и обряды; называл вновь открытые им 
острова, бухты, мысы и т. д. именами святых и благодарил господа всякий раз, 
когда доставляли ему отобранное у индейцев золото. Одновременно с этим Колумб 
считал, что не бог, а обладатель золота всемогущ. "Золото – это совершенство, – 
писал он, – золото создает сокровища, и тот, кто владеет ими, может совершить 
все, что пожелает, и способен даже вводить человеческие души в рай" 
(Путешествия Христофора Колумба, с. 470).
     Глубокое благочестие Колумба не помешало ему предложить сразу после 
возвращения из первого плавания организовать работорговлю индейцами. Так, в 
письме Луису Сананхелю и Габриэлю Санчесу Колумб пишет, что вновь открытые 
земли позволят ему дать "рабов, сколько будет угодно и сколько мне повелят 
отправить (в Испанию – Я. Г.), и будут эти рабы из числа язычников" 
(Путешествия Христофора Колумба, с. 70).
     Направляясь второй раз за океан, Колумб предлагает в "Мемориале" 
Фердинанду и Изабелле, посланному им в феврале 1494 г., оплачивать ввозимые в 
Новый Свет из Испании скот, продовольствие и другие товары рабами-"каннибалами",
 иначе говоря обращенными в рабство индейцами (Путешествия Христофора Колумба, 
с. 355), и чтобы с каждого груза рабов испанская корона взимала в свою пользу 
соответствующий налог.
     К. Маркс в "Хронологических выписках" отмечал: ["Разбой и грабеж – 
единственная цель испанских искателей приключений в Америке, как это показывают 
также донесения Колумба испанскому двору.] [Донесения Колумба характеризуют его 
самого как пирата… [Работорговля как базис!]," (Архив Маркса и Энгельса, т. VII,
 с. 100).
     Результаты первого путешествия Колумба заставили Фердинанда и Изабеллу 
срочно ходатайствовать перед папским престолом о подтверждении их прав на вновь 
открытые земли и искать соглашения с Португалией о разделе сфер влияния в зонах 
предполагаемых новых открытий.
     Еще до своего возвращения в Испанию из первого плавания Колумб сделал 
остановку в Португалии, где 9 марта 1493 г. встретился с королем Жоаном III, 
которому сообщил о своих от
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-