|
ента, чтобы последовать примеру Парижа
и Лиссабона.
Карл III вначале благоволил к иезуитам, но вскоре его отношение к ордену
изменилось. Бывший король Неаполя, Карл III был большим поклонником епископа
Палафокса, который некогда предсказал, что он займет испанский престол. Когда
это предсказание сбылось, Карл III, желая посмертно отблагодарить вещего
епископа, попросил папу римского возвести его в ранг блаженных. Папа римский
категорически отказался. Палафокс, будучи епископом Пуэблы в Мексике, слыл
непримиримым врагом иезуитов. Естественно, иезуиты, влияние которых при папском
дворе было еще значительным, не могли допустить, чтобы их противник удостоился
сана блаженного.
Интриги иезуитов и отказ папы удовлетворить его просьбу вызвали
неудовольствие короля. Оно перешло в гнев, когда Карлу III сообщили, что
иезуиты намереваются его свергнуть и посадить на трон брата Луиса, что они
распространяют слухи – якобы отцом короля был кардинал Альберони, служивший
советником при неаполитанском дворе.
23 марта 1766 г. в Мадриде вспыхнул мятеж, направленный против министра
финансов неаполитанца Леопольдо де Грегорио, маркиза Скиллачи, запретившего
испанцам носить широкополые шляпы и длинные плащи. Иезуиты принимали участие в
беспорядках. Прокуратор ордена Исидоро Лопес и покровитель ордена бывший
министр Энсенада призывали к свержению короля. Это переполнило чашу терпения
Карла III, и он дал согласие на запрещение ордена. Был созван Чрезвычайный
королевский совет, который рассмотрел доклад министров Рода и Кампоманеса о
деятельности иезуитов в испанской империи.
Доклад был составлен на основе разоблачительных документов бывшего иезуита
Бернардо Ибаньеса де Эчаварри. Ибаньес, находясь в 50-х годах в Буэнос-Айресе
во время пребывания там миссии Вальделириоса, встал на сторону последнего, за
что был изгнан из ордена. Вернувшись в Испанию, Ибаньес написал ряд записок, в
том числе сочинение "Иезуитское королевство в Парагвае", разоблачающие
подрывную деятельность иезуитов этой провинции. Материалы Ибаньеса после его
смерти в 1762 г. были переданы правительству (Документы Ибаньеса были
опубликованы в Мадриде в 1768-1770 гг. в четырех томах. В четвертом томе вышло
"Иезуитское королевство ь Парагвае". В 1770 г. это сочинение увидело свет в
итальянском переводе в Лиссабоне, в 1774 г. в немецком переводе в Кёльне, а в
1780 г. вышло в трех томах на французском языке в Амстердаме и Мадриде).
2 апреля 1767 г. королевский совет издал декрет – "Прагматику" (Полное
название документа – "Прагматический приказ его величества о высылке, согласно
закону, из этих королевств членов "Общества", конфискации их собственности,
запрете восстановления когда-либо в будущем и с перечислением других мер". См.
полный испанский текст оригинала в кн.: Shiels W. E. King and Church: the rise
and fall of the Patronato Real. Chicago, 1961, p. 370-377. См. также частичный
перевод: Хрестоматия по новой истории, т. I. M., 1963, с. 292-293) о запрещении
иезуитского ордена в Испании и ее заморских владениях.
Король, говорилось в "Прагматике", принял решение о запрещении ордена
Лойолы, об изгнании всех его членов из испанских владений и о конфискации их
собственности, "побуждаемый серьезнейшими причинами, относящимися к моим
обязанностям обеспечивать подчинение, спокойствие и справедливость моих народов,
и по другим неотложным, справедливым, необходимым и обязательным причинам,
которые известны только одной моей королевской совести" (Shiels W. E. Op. cit.,
p. 371).
"Прагматика" устанавливала иезуитам ежегодную пенсию в 100 песо, поясняя
при этом, что ее лишатся те из них, кто будет выступать против короля, и все
они вместе, если руководство их ордена будет уличено в поддержке таких
выступлений. "Прагматика" строжайше запрещала подданным испанского короля
высказываться "за или против" изгнания иезуитов, обязывая их соблюдать по этому
поводу молчание. Нарушителям грозили обвинением в государственной измене (Ibid.,
p. 374).
Изгонялись иезуиты всех рангов и степеней, в том числе послушники. Вся
собственность ордена, будь то движимое или недвижимое имущество,
конфисковывалась в пользу королевской казны. Учреждался Совет по управлению
бывшей иезуитской собственностью (Хунта де темпораридадес), доходы от которой
должны были идти на нужды просвещения и на уплату пенсий изгнанным членам
ордена.
"Запрещаю, – объявлял далее в "Прагматике" король, – законом и общим
положением принимать обратно в мои королевства любое лицо данного ордена ни в
качестве члена какой-либо другой религиозной общины, ни под любым другим
предлогом. В этот запрет ни мой Королевский совет, ни судебные инстанции не
внесут изменения. Наоборот, сочтут необходимым принять строгие меры против
нарушителей, их соучастников и иных покушающихся на этот закон и наказать их,
как возмутителей общественного спокойствия" (Хрестоматия по новой истории, т. I,
с. 292).
Высланные иезуиты, пожелавшие выйти из ордена и вернуться в светское
состояние, могли просить короля разрешить им приехать в Испанию, дав под
присягой клятвенное обещание председателю Королевского совета прекратить всякую
связь с членами ордена или его генералом и не выступать в их защиту. Нарушение
присяги приравнивалось к государственной измене. Бывшим иезуитам запрещалась
церковная и преподавательская деятельность. Жителям Испании и ее владений под
страхом строгого наказания не дозволялась переписка с членами ордена.
"Прагматика" сопровождалась приказом главы испанского правительства графа
Аранды следующего содержания: "Когда будет эта чрезвычайная и секретная
инструкция вскрыта накануне дня, назначенного для ее проведения в жизнь,
исполнитель подробно с нею ознакомится с учетом всех ее статей, и, не вызывая
подозрений, мобилизует имеющиеся в его распоряжении войска или при их
отсутствии воспользуется другой помощью по своему выбору, и, действуя
решительно, но ост
|
|