|
ских орденов; расходы двух
военных экспедиций возложить на иезуитов; земли редукций передать в
индивидуальное пользование индейцев; обязать редукции выплачивать десятину и
другие церковные подати, которые шли в королевскую казну.
Однако генерал иезуитского ордена, вместо того чтобы отозвать провинциала
Барреду, как того требовали испанские власти, демонстративно оставил его на
прежнем посту еще на три года. Рикардо Уолл увидел в этом акте новое
доказательство иезуитского коварства и двуличия. В письме Себальосу от 15
ноября 1756 г. Уолл призывал его расправиться с иезуитами огнем и мечом. Угрозы
на них не действуют, писал Уолл, а их заверения в лояльности и готовности
выполнять королевские приказы делаются только с целью ввести в заблуждение и
обмануть короля (Ibid., p. 165-167).
В письме, отправленном в тот же день Вальделириосу, Уолл повторял
сказанное Себальосу, указывая, что "король не нуждается в советах иезуитов, как
управлять своими владениями, которые они должны будут покинуть, когда король
того пожелает и прикажет…" ((Marques de Pombal). Relacao abbreviada da
republica que os religiosos jesuitas das provincias de Portugal e Hespanha
estableceram nos dominios ultramarinos das duas monarchies. Lisboa, 1757). Это
было первое упоминание в официальном испанском документе о возможном изгнании
иезуитов из испанских владений.
Между тем эвакуация индейцев из семи редукций затянулась. В 1757 г. в
Лиссабоне была опубликована "Краткая реляция" о подрывных действиях иезуитов в
испанских и португальских колониях Америки, автором которой, хотя его имя и не
указывалось на титульном листе, был глава португальского правительства маркиз
де Помбал. Он потребовал от Испании в качестве предварительного условия уступки
Сакраменто подписать "добавочное соглашение" к Договору о границах, в котором
предусматривалось бы изгнание иезуитов из испанских и португальских владений,
мотивируя это тем, что, пока иезуиты будут оставаться там, мира на границах
испано-португальских владений в Америке не будет. В 1759 г. Португалия
запретила иезуитский орден в метрополии и колониях, иезуиты были арестованы и
посажены в тюрьму. Многие из них провели в заключении 18 лет вплоть до падения
Помбала (Иезуиты выступили против реформаторской деятельности Помбала и
покровительствовавшему ему короля Жоана IV. Борьба иезуитов с королевской
властью привела к сожжению на костре в 1761 г. по постановлению инквизиции
иезуита Габриэля Малагриды, наиболее рьяного противника Помбала). В Бразилии
эту операцию провел генерал Фрейри, получивший титул графа Бабадела.
Переговоры о добавочном соглашении затянулись из-за смерти португальской
королевы Барбары в том же году, а затем из-за смерти Фердинанда VI. Его
преемником стал Карл III, настроенный против подписания Договора о границах,
который он считал более выгодным португальцам, чем испанцам. 12 февраля 1761 г.
оба правительства подписали документ, которым аннулировался договор, так и не
осуществленный после 11 лет, истекших со дня его подписания. Затем последовало
возвращение индейцев в редукции. Казалось, иезуитам удалось вновь одержать
победу.
Испания готовилась к войне с Португалией, надеясь захватить Сакраменто не
путем обмена, а силой оружия. 15 августа был подписан "семейный пакт" между
Испанией, Францией и Неаполем против Англии и ее союзницы Португалии, а вскоре
между ними начались и военные действия. Себальос осадил и взял приступом
Сакраменто, в этом ему помог отряд гуарани в 1800 человек, которыми руководили
иезуиты Хосе Кардьель и Сегисмундо Аспергер. Но по Парижскому договору 1763 г.
Испания возвратила Сакраменто Португалии (В 1776 г. Себальос, уже будучи
вице-королем Ла-Платы, вновь захватил Сакраменто, которое по договору
Сан-Ильдефонсо 1778 г. окончательно перешло во власть Испании). Вскоре после
этого отношение испанского правительства к иезуитам вновь ухудшается.
В 1764 г. Франция запретила иезуитский орден. Этому решению предшествовало
скандальное дело иезуитского аббата Лаваллета, обворовавшего своих компаньонов
по торговле с Мартиникой. Парламент и особая королевская комиссия,
обследовавшая деятельность ордена, пришли к выводу, что подчинение французских
иезуитов иностранному генералу, проживающему в Риме, противоречит законам
королевства и обязанностям его подданных. Король, не желая идти на крайнюю меру,
предложил папскому престолу назначить из французских иезуитов викария –
местного главу ордена, ответственного перед французскими законами. Папский
престол отверг это предложение. Тогда 6 августа 1762 г. парламент Парижа,
высшая судебная инстанция страны, постановил запретить иезуитский орден и
изгнать из страны его членов, попутно обвинив их, согласно "лучшим" традициям
инквизиции, в симпатиях к арианству, несторианству, лютеранству, кальвинизму и
многим другим ересям, в распространении "еретических скверн," Уиклефа и Пелагия,
а также семипелагианцев и маникеев, в тайном сочувствии к учению Фауста и
вообще в пропаганде доктрин, оскорбляющих святых отцов, апостолов и пророка
Авраама (Menendez у Pelayo M. Historia de los heterodoxos espanoles, t. III.
Buenos Aires, 1945, p. 477).
Это постановление было узаконено королем два года спустя, в 1764 г. Папа
римский на тайной консистории отверг решение французского короля как незаконное,
но публично заявить об этом не посмел (На этом позор иезуитов не кончился. Их
штаб-квартирой в Париже – дворцом на улице По-де-Фор завладели франкмасоны,
принявшие в своп ряды в 1778 г. в этой бывшей "святая святых" "Общества Иисуса"
Вольтера, в прошлом ученика отцов-иезуитов, а затем их самого беспощадного
противника).
Запрет иезуитского ордена во Франции укрепил позиции его противников в
Испании. Они стали выжидать удобного мо
|
|