Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
1745 г. были 
осуждены "малабарские обряды", введенные с той же целью в Индии. Правда, орден 
еще пользовался огромным влиянием в католическом мире: в его рядах, по данным 
1750 г., насчитывалось 22787 членов, разделенных на 36 "провинций", орден имел 
381 резиденцию, 669 коллегий, 61 новициат, 176 семинарий и 223 миссии (См.: 
Bonnet H. M. Histoire des Ordres religieux. Paris, 1949, p. 110; Мирошкин М. 
Иезуиты в России в царствование Екатерины II и до нашего времени, т. I. СПб., 
1867, с. 16-17), но число его врагов росло как внутри, так и вне католической 
церкви. Дело, во имя которого он был создан и за которое сражался – разгром 
протестантской ереси и продвижение католической веры на землях иноверцев и 
язычников, – явно терпело поражение. В протестантские страны орден не смог 
проникнуть, несмотря на все усилия и интриги. Распространение католицизма на 
русских землях также оказалось химерой. В Японии, Китае, Индии орден утратил 
завоеванные им ранее позиции.
     Не ладились дела иезуитов и в Бразилии, которая была освоена португальцами 
значительно позже испанских владений. В Бразилию первые иезуиты прибыли в 1549 
г. У них сразу начались раздоры с португальскими поселенцами из-за контроля над 
индейцами. Иезуиты требовали "опеки" над индейцами, поселенцы же стремились 
обратить индейцев в рабство. Индеец-раб обходился значительно дешевле 
африканского.
     На этой почве происходили постоянные столкновения между обеими сторонами, 
что неоднократно заканчивалось изгнанием иезуитов. В 1640 г. их изгнали из 
района Сан-Паулу, а в 1669 г. – из северных провинций (Мараньон и Парана). 
Иезуиты в Бразилии, как, впрочем, и в других странах, не только не возражали 
против рабства негров и работорговли, но и сами в ней активно участвовали. Их 
стенания и протесты против попыток поселенцев поработить индейцев объясняются 
не моральными причинами, а желанием самим извлечь выгоду из монопольного 
контроля над аборигенами.
     Португальская корона занимала промежуточную позицию между этими лагерями. 
Ей были выгодны распри между иезуитами и поселенцами, превращавшие ее в арбитра 
и верховного судью спорящих сторон. Король не был заинтересован в усилении той 
или другой стороны. Во второй половине XVIII в. эти споры закончились 
компромиссом между иезуитами и португальскими рабовладельцами. Согласно 
королевскому указу от 17 октября 1653 г., португальские поселенцы получили 
право обращать индейцев в рабство в тех случаях, когда велась против них 
"справедливая война" во имя защиты и собственности вассалов короля, когда 
индейцы мешали иезуитам проповедовать христианство, становились союзниками 
врагов Португалии и ее вассалов, занимались грабежом, мешали торговле и 
разрушали дороги, отказывались платить подати, выполнять работу по приказанию 
короля, практиковали людоедство. Разрешалось также порабощать индейцев, 
находившихся ранее в рабстве у других индейцев.
     Новый королевский указ от 9 апреля 1655 г. несколько урезал права 
поселенцев на обращение индейцев в рабство, обусловив их одобрением миссионеров,
 фактически иезуитов. Последние обязались поставлять плантаторам индейскую 
рабочую силу из своих селений (алдеас) на шестимесячный срок, а плантаторы 
согласились оплачивать труд индейцев 2 кусками (ярдами) материи в месяц.
     Закон от 1 апреля 1680 г. запретил обращать индейцев в рабство, но обязал 
иезуитов поставлять плантаторам для работы за вознаграждение треть индейцев, 
проживавших в миссиях.
     Все эти законы, которые сторонники ордена пытаются представить как 
результат радения иезуитов об индейцах, по существу в большей или меньшей мере 
закрепляли за иезуитами контроль над индейцами и право на их эксплуатацию. 
Действительно, в середине XVIII в. миссии иезуитов в Мараыьоне и Паране мало 
чем уступали по своим размерам и торговому значению их парагвайским владениям, 
а индейцы находились в полной зависимости от "солдат" Лойолы.
     В отличие от католических стран Европы в Испанской Америке XVII в. 
авторитет ордена казался непоколебимым. С ним считались и колониальные власти, 
и креолы, и индейцы, среди которых он пользовался большим влиянием, чем все 
остальные монашеские ордены вместе взятые. Его доходы продолжали расти. Но эти 
успехи таили в себе и большие опасности. Рост влияния и доходов ордена порождал 
зависть и недовольство тех, кто считал себя ущемленным слишком успешной 
деятельностью последователей Лойолы. И здесь подспудно назревал конфликт. Нужен 
был только предлог, чтобы он выплеснулся наружу.
     Таким предлогом стал Договор о границах, подписанный в 1750 г. между 
королем Португалии Жозе I и королем Испании Фердинандом VI. Договор должен был 
положить конец конфликтной ситуации, продолжавшейся десятилетиями на границах 
Бразилии с испанскими владениями в Америке.
     Португальские поселенцы и колониальные власти Бразилии неуклонно 
продвигались вглубь континента, стремясь потеснить испанцев далеко за пределы 
разделительной линии, установленной еще Тордесильясским договором. Португальцы 
наступали по трем направлениям. На юге они пытались укрепиться на восточном 
берегу Ла-Платы, где напротив Буэнос-Айреса основали в 1680 г. форпост 
Сакраменто (официальное название Колония де Нова-Лузитания), ставший крупнейшим 
центром контрабандной торговли, осуществляемой португальцами и их союзниками – 
англичанами во вред интересам испанской короны. Дальнейшее укрепление 
португальцев на восточном берегу р. Ла-Платы угрожало Испании потерей контроля 
над устьем этой важной водной артерии, по праву считавшейся воротами не только 
в Парагвай, но и в далекое и богатое Перу.
     Иезуиты
     На западе, опираясь на Сан-Паулу, португальцы стремились проникнуть в 
Парагвай, намереваясь и здесь пробить себе дорогу в Перу. На северо-западе, 
следуя течению Амазонки, португальцы продвигались к границам вице-королевства 
Н
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-