Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
то "по существу миссии представляли собой широко задуманную 
попытку поставить Новый Свет под власть католического духовенства, как было в 
Европе в давно прошедшие времена средневековья" (Фостер У. З. Указ. соч., с. 
136).
     Такую же мысль высказывает и известный бразильский прогрессивный историк 
Кайо Прадо Жуниор. Он считает, что иезуиты вынашивали в Америке планы 
грандиозных масштабов: основать могучую державу католической церкви и стать во 
главе ее. Иначе нельзя понять их систематических и упорных усилий овладеть всей 
внутренней частью южноамериканского континента. Иного смысла не могла иметь 
стратегическая линия их миссионерских пунктов, протянувшаяся от Уругвая и 
Парагвая через горное Перу до верховьев Амазонки и Ориноко. Эти миссии 
представляли в совокупности огромный блок, основой которого являлось иезуитское 
"государство" в Парагвае. Иезуиты отчаянно боролись за сохранение собственной 
гегемонии, пытаясь оттеснить светских соперников (Прадо Жуниор К. Экономическая 
история Бразилии. М., 1947, с. 91).
     Но было ли "государство" иезуитов в Парагвае действительно государством? 
Миссионеры, в том числе иезуиты, являлись составной частью испанского 
колониального аппарата, входили в систему колониального гнета, установленную 
испанскими завоевателями в Америке. Последователи Лойолы, как и члены других 
монашеских орденов, направлялись в колонии с разрешения Совета по делам Индий, 
их содержание оплачивалось испанской казной. Они были такими же чиновниками 
испанской короны, как и остальные церковники, и их деятельность регулировалась 
принципами королевского патроната, иначе говоря, находилась под контролем 
королевской власти. Иезуитский орден в 1655 и 1656 гг. официально признал, что 
патронат распространяется также и на него. Деятельность иезуитов в Парагвае 
подвергалась контролю колониальных и церковных властей в Асунсьоне и 
Буэнос-Айресе. Индейцы-гуарани, проживавшие в редукциях, считались подданными 
короля и платили с 18 до 50-летнего возраста через иезуитов подушную подать в 
королевскую казну. Таким образом, иезуитские редукции, как и другие миссии, 
являлись составной частью испанской колониальной системы.
     И все же по сравнению с другими миссиями, в том числе и иезуитскими, 
парагвайские редукции имели свои особенности. Среди иезуитов, управлявших 
редукциями, кроме испанцев и креолов были и немцы (Испанские власти пытались 
ограничить допуск иностранных иезуитов в колонии, но это не всегда удавалось. 
Иезуиты-иностранцы меняли свои фамилии на испанские. В 1651 г. Совет по делам 
Индий принял решение о высылке иезуитов-иностранцев из Индий, но оно не было 
проведено в жизнь). Иезуиты осуществляли над парагвайскими редукциями полный, 
неограниченный контроль, по своему усмотрению регламентировали жизнь и 
деятельность индейцев, являясь для них высшей властью. Редукции представляли 
собой гигантский плантационно-скотоводческий комплекс, производство которого 
шло в основном на экспорт, а доходы присваивались орденом.
     Доступ в редукции зависел от воли иезуитских властей, которые могли 
запретить въезд всем, за исключением высших духовных чинов и представителей 
колониальной администрации. Наконец, существенным отличием иезуитских владений 
в Парагвае от других миссий являлось наличие в редукциях войск индейцев-гуарани.
 Эти войска были созданы и вооружены с разрешения испанской короны после 
отделения Португалии от Испании в 1640 г. В их задачу входила охрана восточной 
границы от набегов бразильцев. Формально они находились в распоряжении 
колониальных властей, но на деле ими командовали отцы-иезуиты.
     Исходя из этих фактов вряд ли можно считать иезуитские редукции в Парагвае 
государством, точнее было бы считать их автономными владениями ордена Лойолы, 
входившими в систему испанской колониальной империи (М. Мёрнер склонен считать 
редукции "округом" в системе испанских колониальных владений, пользовавшимся 
административной автономией. В колониальной Америке, где духовенство зависело 
от королевского патрона, власти довольно часто передавали местные 
административные функции церковникам – в данном случае – членам иезуитского 
ордена (Morner M. The political and economical activities of the Jesuits in the 
la Plata Region. The Hapsburg Era. Stockholm, 1953, p. 206)).
     
     
***

     В 1740 г. иезуиты готовились отпраздновать свой юбилей – 200-летие 
существования ордена. В связи с этим генерал ордена Ретц направил всем 
провинциалам циркуляр с указанием не поднимать шума по поводу юбилея и отмечать 
его строго в "семейном кругу", учитывая "серьезность положения". Генерал был 
прав: над орденом повсюду сгущались тучи, его обвиняли в самых различных кознях,
 интригах, преступлениях. Теперь уже членов "Общества Иисуса" поносили не 
только в протестантских странах, но и в самых правоверных католических странах 
– Испании, Португалии и Франции, где образовались настоящие антииезуитские 
партии, выступавшие за укрепление королевской власти, за "просвещенное" 
управление. Противники иезуитского ордена требовали в первую очередь ограничить 
его политическое и экономическое влияние, запретить ему вмешиваться в 
государственные дела, изгнать его представителей из придворных кругов, лишить 
иезуитов монопольного права на влиятельную должность королевского исповедника.
     Антииезуитские настроения росли и в римской курии, где руководители других 
монашеских орденов – соперников иезуитов обвиняли последователей Лойолы в 
еретических отклонениях от католической доктрины, выражавшихся в уступках 
местным культам в Китае, Индии и в испанских и португальских владениях Америки. 
В 1704 г. после многолетних споров папский престол осудил так называемые 
"китайские обряды", введенные иезуитами в Поднебесной империи с целью 
привлечения местного населения в лоно католической церкви. В
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-