Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
илось около 300 тыс. 
индейцев-гуарани (Mereje J. R. de. A republica Jesuitica do Paraguai. – 
"Revista Brasiliense", 1959, N 23, p. 184).
     Иезуиты пришли в Парагвай в начале XVII в. В этом районе не было 
драгоценных камней, не было развитых индейских обществ, поэтому в период 
конкисты он не привлекал особого внимания испанцев. Но благоприятный климат, 
плодородная земля, позволяющие получать два урожая в год, большие массы 
индейского населения, главным образом миролюбивых племен гуарани, делали этот 
район весьма перспективным для развития сельского хозяйства, в особенности 
скотоводства. Иезуитов привлекало и то обстоятельство, что здесь было мало 
испанских поселенцев и район находился в стороне от крупных колониальных 
центров. Ближайшие из них – Асунсьон и Буэнос-Айрес – являлись в начале XVII в. 
всего лишь форпостами, охранявшими со стороны Атлантического океана подступы к 
богатствам Перу. К востоку от линии Асунсьон – Буэнос-Айрес лежали "ничейные" 
земли с неведомыми богатствами, тянувшимися вплоть до португальских владений, а 
точнее до Сан-Паулу. В этом огромном треугольнике – Асунсьон – Буэнос-Айрес – 
Сан-Паулу, в котором могли разместиться Испания, Португалия и Франция вместе 
взятые, раскинулись иезуитские владения, иезуитская "республика" или 
"государство", как их часто называют в литературе.
     Эти владения входили в юрисдикцию иезуитской Парагвайской "провинции" 
(Иезуитский орден подразделялся на "провинции", в которые входили, как правило, 
несколько стран. Кроме Парагвайской иезуиты имели в колониальной Америке еще 
Мексиканскую и Перуанскую "провинции") с центром в Асунсьоне, влияние которой 
распространялось на нынешние Аргентину, Парагвай, Уругвай и примыкающие к ним 
пограничные зоны Нагорного Перу (Боливия) и южной Бразилии.
     Первые свои поселения-редукции иезуиты создали в районе г. Гуайры на левом 
берегу р. Парагвай, но после успешных набегов бразильских бандейрантес – 
охотников за рабами из Сан-Паулу (их называли также мамелюками) – они были 
вынуждены покинуть Гуайру и переселиться вместе со своими подопечными индейцами 
на юг. В XVIII в. парагвайские миссии иезуитов имели 30 редукций в районе 
верхнего и среднего течений рек Парана и Парагвай, между 25-м и 32-м южными 
меридианами, на стыке нынешних республик Парагвай, Бразилия и Аргентина. 8 
редукций находились в нынешнем Парагвае, 15 – в Аргентине, 7- в Бразилии, на 
территории нынешнего штата Риу-Гранди-ду-Сул. Самая большая редукция – Япею – 
насчитывала около 8 тыс. жителей, самая маленькая – 250, а в среднем в редукции 
проживало около 3 тыс. человек. В настоящее время эти районы называются в 
Парагвае: округ Мисьонес, в Аргентине – национальная территория Мисьонес, в 
Бразилии – Район миссий (Соmarca de missoes).
     Иезуитские миссионеры появляются в районе Мисьонес в 1585 г. Однако 
большого успеха они не имели. Район был изолирован, в Асунсьоне многие 
десятилетия правили конкистадоры, мечтавшие открыть владения Белого короля 
(южная версия фантастического Эльдорадо). Испанцы грабили индейское население, 
порабощали его. Между ними и индейцами не прекращалась война. Более дружелюбно 
относились к испанцам гуарани, участвовавшие вместе с ними в поисках владений 
Белого короля. Они и стали основным контингентом иезуитских миссий, которые 
начинают возникать с 1607 г., когда прибывшие из Перу иезуиты учреждают 
Парагвайскую "провинцию".
     В октябре 1611 г. иезуиты получили от испанской короны монопольное право 
на учреждение миссий в Парагвае, причем обращенные ими в христианство индейцы 
освобождались на 10 лет от уплаты налогов короне. Испанские власти пошли на 
этот шаг по разным причинам: во-первых, район был труднодоступен и беден 
ценными ископаемыми; во-вторых, он был населен свободолюбивыми племенами, 
покорение которых потребовало бы больших средств и усилий со стороны 
колониальных властей; в-третьих, территория, на которой обосновались иезуиты, 
примыкала к Бразилии, которая в то время находилась (благодаря присоединению в 
1580 г. Португалии к Испании) как бы в орбите испанского влияния, поэтому 
португальцы не стали оказывать сопротивления продвижению иезуитов по 
направлению к их территории – Бразилии.
     Проникновение иезуитов во владения индейцев-гуарани вовсе не было 
триумфальным шествием, как утверждают их историки. Племена гуарани оказывали 
решительное сопротивление попыткам иезуитов подчинить их своему контролю. 
Против иезуитов боролись индейские вожди Аригуахе, Пита, Гуира-Вера, Чимбой и 
др. (Palmas E. Los jesuitas en el Rio de la Plata. Historia de las Misiones en 
la epoca colonial. Buenos Aires, 1941, p. 93). В 1628 г. произошло большое 
восстание гуарани против пришельцев, и только вмешательство испанских войск 
позволило сломить их сопротивление (Gonzalez J. N. Proceso у formation de la 
culture paraguaya, t. I. Asuncion, 1948, p. 207-210).
     Иезуиты приспособили католическую религию к индейским верованиям, действуя 
через "прирученных" индейцев, выступавших в роли их агитаторов и пропагандистов,
 заручились поддержкой индейских вождей-касиков, через которых управляли 
редукциями. Касики получали свою долю от эксплуатации индейских тружеников, 
находившихся на положении крепостных. Продукт их труда на "божьем поле" (так 
называлась земля, принадлежавшая церкви) и в мастерских присваивался иезуитами, 
выступавшими в роли помещиков и предпринимателей. Их подопечные не пользовались 
свободой передвижения, не могли сменить работу, выбрать себе жену без 
предварительного согласия наставника-иезуита. За неповиновение индейцы редукции 
подвергались телесным наказаниям (Llevano Aguirre I. Los grandes c
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-