|
интересам монарха как в заморских колониях, так и далеко за
пределами его владений.
Иезуиты в отличие от других монашеских орденов появляются в испанских
колониях Америки во второй половине XVI в., когда закончилась конкиста и была в
основном создана структура колониального господства. Первые иезуиты появляются
во Флориде в 1566 г., в Перу – в 1568 г., в Новой Испании – в 1572 г.
К тому времени сопротивление индейцев повсеместно было сломлено. Теперь
предстояло освоить эксплуатацию новых земель, закрепить захваченное, превратить
колонии в прибыльную дойную корову для ненасытной королевской казны. Это не
значило, что уже все земли в Америке и все индейские племена были покорены. И
на севере Мексики, и к югу от Ла-Платы, и к северо-востоку от нее, в обширной
зоне между испанскими и португальскими владениями, лежали еще необъятные
"ничейные" земли, населенные многочисленными индейскими племенами.
В колониях иезуиты развили, с одной стороны, энергичную "просветительскую"
деятельность, с другой – миссионерскую. Учреждая школы и колледжи, они
преследовали двоякую цель: заручиться через своих учеников расположением их
родителей – богатых помещиков и самим стать владельцами земельных угодий.
Создав опорные пункты в провинциальных центрах, иезуитам удалось в
сравнительно короткие сроки подчинить своему контролю обширные территории на
периферии испанских владений в Америке.
В Мексике иезуиты облюбовали для себя северо-западную провинцию Новая
Биская, в которой были расположены крупнейшие в стране серебряные и золотые
прииски. Под предлогом обращения индейцев в христианство иезуиты сумели
подчинить себе весь этот район, превосходящий по площади современную Францию. В
середине XVIII в. две трети из 100 миссий, действовавших в Мексике,
принадлежало ордену Лойолы.
Иезуиты, опираясь на Боготу, захватили населенные индейцами районы в Мете
и Ориноко; действуя из Кито и Попаяна, покорили земли вдоль рек Какета,
Путумайо и Амазонка; базируясь на Лиму, заполонили индейцев гуарани в обширной
зоне вдоль рек Парагвай и Парана; из Сантьяго они проникли в районы Патагонии и
Огненной Земли.
Американский историк Генри И. Болтон пишет, что иезуиты продвигались
вместе с золотоискателями, солдатами, скотоводами и торговцами или шли впереди
них (The Roman Catholic Church in colonial America. New York, 1971, p. 76).
Иезуиты совместно с ними угнетали и эксплуатировали индейцев. Однако на этом
пути иезуитов ждали пе только победы над "язычниками", но и серьезные поражения.
Покоренные иезуитами индейцы неоднократно восставали против своих
"благодетелей". Особенно решительное сопротивление продвижению иезуитов на
северо-западе оказывали индейцы-апачи, а на северо-востоке – индейцы-пуэбло. В
ноябре 1616 г. в районе Дуранго восстали индейцы-тепехуаны под руководством
своего вождя Куатлатас (Франсиско де Оньяте), которого иезуиты силой заставили
принять христианство и пороли розгами, обвиняя в идолопоклонстве. Восставшие
убили восемь иезуитов и изгнали испанцев из своих земель. Но вскоре иезуиты
вернулись, сопровождаемые войсками, и потопили в крови индейское восстание
(Lopetegui L., Zubillaga F. Historia de la Iglesia en America Espanola. Madrid,
1965, p. 702-703).
В 1695 г. против иезуитов восстали индейцы-пима в Соноре (Мексика). Один
иезуит был убит, другие бежали и вернулись с войсками, которые жесточайшим
образом расправились с восставшими (Ibid., p. 743).
Господство иезуитов на северо-западе Мексики было чревато для индейцев
неисчислимыми бедствиями. В жалобе владельца приисков в Соноре Хуана Матео
Монхе, направленной вице-королю Мексики в 1706 г., отмечалось, что на землях,
принадлежащих иезуитам, индейское население вымирает (Ibid., p. 748). За жалобу
на иезуитов Монхе был арестован и его владения конфискованы. В Калифорнии, по
данным иезуитских источников, индейское население в миссиях составляло в 1740 г.
около 50 тыс. человек, а в 1768 г., когда иезуиты подверглись высылке, там
оставалось всего лишь 7 тыс. (Ibid., p. 763).
Подобно Мексике, развивалась деятельность иезуитов и в других испанских
владениях Америки. В Венесуэле они открыли первый колледж в Мериде в 1628 г.
Иезуитские миссии были расположены здесь в основном в двух районах: в льяносах
– на берегах Ориноко и его притоков и в Гвиане. Как и во многих других местах,
в Венесуэле иезуиты усмиряли индейцев оружием (Documentos Jesuiticos relativos
a la historia de la Compania de Jesus en Venezuela, v. I. Caracas, 1966, p.
38-39, 169-195, 260). Сопротивление индейцев вынудило иезуитов покинуть Гвиану,
на Ориноко же солдаты Лойолы сохранили свои редукции, только опираясь на
поддержку солдат и отрядов "усмиренных" индейцев, которых они натравливали на
"дикарей".
В роли судьи
В конце XVI в. иезуиты получили от короля и папы разрешение принимать в
свои ряды креолов, что поставило их в привилегированное положение по сравнению
с другими орденами, которым это запрещалось. Креолы были влиятельной
колониальной прослойкой, в руках которой сосредоточивалась крупная земельная
собственность. Сближение иезуитов с этой прослойкой укрепляло позиции их ордена
в колониях Америки.
Активная миссионерская и "просветительская" деятельность, различного рода
торговые предприятия вскоре превратили иезуитский орден в один из самых
влиятельных колониальных институтов, что вызывало зависть и враждебность к нему
в первую очередь среди "белого" духовенства, которое видело в членах ор-дена
своих главных соперников.
Самым крупным владением иезуитов в Испанской Америке были редукции в
Парагвае. В XVIII в. здесь под их контролем нахо
|
|