|
политике "плаща и кинжала", осуществляемой орденом. Но
деятельность "Общества Иисуса" отличали не столько эти "грязные средства", в
неменьшей степени присущие и другим церковникам, а цели, которые оно
преследовало. Иезуиты возглавляли контрреформацию в широком понимании этого
термина. Они боролись не только против различных проявлений протестантской
"ереси", но и против всего того, что в какой-либо форме угрожало гегемонистским
устремлениям церкви и папства, будь то королевский абсолютизм или
гуманистические и просветительские идеи, научные теории, идущие вразрез с
церковными догмами, или антифеодальные движения. Разумеется, и другие ордены,
да и церковь в целом, принимали участие в борьбе с реформацией, но особое
рвение проявляли иезуиты.
Урок пения
Иезуиты отличались от монахов других орденов также методами и формами
работы, которые они переняли у своих противников, наполнив их реакционным
содержанием. Гуманисты выступали за просвещение, развитие образования,
отстаивали свободу научного поиска, широко используя печатный станок для
пропаганды своих взглядов. Иезуиты делали то же самое: усердно развивали школы
и университеты, учреждали астрономические обсерватории, журналы, газеты,
подвизались в области естественных и гуманитарных наук.
В действительности иезуиты являлись не просветителями, а гасителями разума,
врагами науки, прогресса. Иезуит кардинал Беллармино возглавлял папскую
инквизицию, он подписал смертный приговор Джордано Бруно и стремился отправить
на костер Галилео Галилея. В папской инквизиции иезуиты вплоть до наших дней
руководили книжной цензурой, составляли обязательный для верующих Индекс
запрещенных книг.
Иезуиты специализировались на идеологической обработке придворных кругов,
в первую очередь стремясь заручиться поддержкой монарха и его ближайших
советников. Они стремились заполучить для своего ордена влиятельное место
исповедника короля – "первого лекаря монаршей души", по образному выражению
Вольтера (Вольтер. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма, т. II. М., 1961, с.
172). Цели ордена определяли в известной степени и подбор его кадров, которые
чаще всего рекрутировались из отпрысков аристократических семейств, из кругов
царедворцев, из числа внебрачных детей короля и его фаворитов. Иезуиты –
выходцы из высших кругов – могли использовать в интересах ордена свои семейные
связи, им было легче работать с правящей элитой, к которой они принадлежали по
своему происхождению. В колониях иезуиты в первую очередь стремились заручиться
поддержкой правящей верхушки, влиятельных креолов, индейских вождей и их
родственников.
Иезуиты отличались от других орденов и активным участием в международных
делах, в мировой политике. По своему характеру это был по существу первый
подлинно космополитический орден католической церкви, в который входили
представители различных национальностей, готовые в любое время сняться с места
и по приказу своего начальства перебазироваться в любую точку земного шара.
Даже в закрытых для всего мира испанских колониях среди иезуитов мы находим
итальянцев, немцев, представителей других национальностей.
Иезуиты – активные участники династических и религиозных войн,
колониальных захватов. Последним они придавали особое значение, ибо таким путем
надеялись приумножить влияние католической церкви и папства, ослабленных
протестантским расколом. И другие ордены католической церкви участвовали в
политических интригах, проникали в заморские страны. Но усерднее, энергичнее и
эффективнее всего трудились на этой ниве иезуиты. Не прошло и нескольких
десятилетий после основания их ордена, как солдаты Лойолы уже проникли во все
испанские и португальские заморские владения, в Эфиопию и многие другие
африканские страны, в Индию, Китай и Японию. И всюду их сопровождал успех,
всюду они втирались в доверие правителям, приобретали влияние, завоевывали
позиции, вызывая страх, зависть и ненависть своих многочисленных соперников.
Наконец, иезуитскому ордену была свойственна еще одна отличительная черта:
он принимал активнейшее участие в мировой торговле, в разного рода денежных
операциях и сделках.
Маркс отмечал в "Капитале", что "колониальная система провозгласила наживу
последней и единственной целью человечества" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23,
с. 764). Иезуиты полностью разделяли этот "возвышенный идеал". Они обогащались
всеми законными и незаконными средствами, преуспев на этом поприще значительно
больше, чем остальные монашеские ордены.
Таким образом, выступая в роли застрельщика контрреформаций и защитника
феодальных порядков против буржуазии, иезуитский орден своим участием в
международной торговле лил воду на мельницу своего главного врага – той же
буржуазии, триумф которой он пытался всеми силами предотвратить.
Эта мобильная космополитическая организация на службе папского престола
представляла в XVI в. грозную силу. Несмотря на великие географические открытия
и связанный с ними рост международных связей, все еще преобладала феодальная
раздробленность со свойственными ей провинциализмом и национальной
изолированностью.
Основатель ордена Игнатий Лойола был испанцем, но не только поэтому орден
приобрел столь большое влияние в Испании в первые десятилетия своего
существования: испанская монархия являлась в то время застрельщиком
контрреформации.
Испанский король был самым могущественным властелином католического мира.
Филипп II мечтал о создании всемирной католической монархии, что совпадало с
планами иезуитов о мировом господстве католической церкви. Они делали все
возможное, чтобы завоевать доверие испанского монарха, надеясь использовать его
в своих целях. В свою очередь Филипп II рассчитывал обрести в иезуитах тайную
армию, которая способствовала бы консолидации его разношерстной империи,
служила б
|
|