Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Латинской Америки :: И.Р. Григулевич - Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке, XVI - XVIII вв.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
самой "беспорядочной анархии", они 
повинны, наконец, в том, что провозглашают преступные "принципы о всеобщем 
равенстве и свободе всех людей" (Perez-Marchand M. L. Dos etapas ideologicas 
del siglo XVIII en Mexico a traves de los papeles de la Inquisition. Mexico, 
1945, p. 122-123). В 1803 г. инквизиция в Мексике запретила испанский перевод 
"Социального договора" Руссо под предлогом, что переводчик воодушевлял 
"преданных вассалов его величества восстать и сбросить тяжкое господство наших 
королей, обвиняя их в ненавистном деспотизме и подстрекая вассалов, как он 
говорит, разбить узы и кандалы духовного рабства и инквизиции" (Medina J. T. 
Historia del Tribunal del Santo Oficio de la Inquisition en Mexico. Mexico, 
1952, p. 293).
     С особым рвением преследовала инквизиция произведения французских 
просветителей, в которых разоблачались ее преступления. В решении от 1777 г., 
запрещавшем книгу анонимного французского автора "Краткая хронология истории 
Испании и Португалии", мексиканские инквизиторы, полемизируя с автором, 
заявляли: "Христиане вовсе не считают жестокими или чрезмерными огненные 
зрелища, карающие еретиков. Напротив: послушные и уважающие своих руководителей,
 они эти зрелища принимают, превозносят и радуются им, ибо видят в них не 
только инструмент, карающий ересь и еретиков, но и акт веры!.." (Gonzalez 
Casanova P. El Misioneismo у la modernidad cristiana en el siglo XVIII. Mexico, 
1948, p. 77). Авторы, утверждавшие противное, подвергались отлучению, а их 
произведения – огню.
     Инквизиция в испанских владениях Америки действовала вплоть до начала XIX 
в. В 1813 г. кадисские кортесы приняли решение о запрещении трибуналов 
инквизиции как в Испании, так и в ее колониях. Но в 1814 г. Фердинанд VII 
отменил кадисскую конституцию и восстановил деятельность ненавистного трибунала,
 который с удвоенной энергией стал преследовать своих противников. Только с 
завоеванием независимости народы Латинской Америки смогли, наконец, избавиться 
навсегда от инквизиции, этого террористического инструмента религиозной 
нетерпимости, с помощью которого церковь в союзе с властями утверждала 
испанский колониальный режим в Новом Свете.
     Глава пятая. Взлет и падение иезуитского ордена
     Иезуитский орден (официальное название "Общество Иисуса") был основан в 
1536 г. в Париже испанским фанатиком Игнатием Лойолой, отдавшим, по словам 
Дидро, свою молодость военному ремеслу и любовным утехам (Дидро Д. Избранные 
произведения. М., 1956, с. 91). В 1540 г. орден узаконил папа Павел III.
     Иезуитский орден возник в эпоху, которая, по словам Энгельса, была 
величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени 
человечеством: "Рамки старого obris terrarum были разбиты; только теперь, 
собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой 
торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, 
послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная 
диктатура церкви была сломлена…" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 346). 
Иезуитский орден был призван приостановить распад католической церкви, укрепить 
ее позиции в новых условиях XVI в., когда бурно развивались книгопечатание, 
науки и искусства, возрождались античные ценности, быстро расширялись торговые 
связи Европы с другими континентами и протестантская ересь – идейное знамя 
нарождающейся буржуазии – бросала вызов Риму, проникая даже в такие твердыни 
средневекового католицизма, как Испания и Португалия.
     В литературе подробно излагаются основные положения устава иезуитского 
ордена, возводящие военную дисциплину в принцип высшей иезуитской доблести. 
Столь же хорошо известны "Духовные упражнения", составленные Лойолой, которые 
должны были превратить члена ордена в слепого фанатика, "палку", "восковой шар",
 "живой труп", своего рода камикадзе, готового по приказу своего начальника 
ринуться в огонь и в воду и не брезгующего никакими средствами в достижении 
поставленной цели.
     Орден был создан по военному образцу. Его члены считали себя солдатами, 
"христовым воинством", а свою организацию – войском. Железная дисциплина и 
абсолютное повиновение начальству считались высшей доблестью иезуитов.
     "Цель оправдывает средства" – таков был принцип, которому следовали члены 
"Общества Иисуса". В отличие от других монашеских орденов иезуит не был связан 
жесткими монастырскими уставами. Сыны Лойолы жили в "миру", среди населения.
     "Общество Иисуса" – наиболее тесно связанный с папским престолом орден, 
деятельность которого непосредственно контролируется и направляется папой 
римским. Формально от папского престола зависят и все другие монашеские ордены. 
Однако в прошлом они больше тяготели к местной иерархии и местным правителям, 
чем к далекому от них главе католической церкви. Другое дело иезуиты, 
присягающие в верности папе римскому, его собственные солдаты, непосредственно 
и беспрекословно выполняющие его приказы.
     Иезуиты освобождались от обременительных церковных служб, обязательного 
ношения монашеского одеяния. К тому же в отличие от членов других монашеских 
орденов они не претендовали на высшие церковные должности. Только в 
исключительных случаях они назначались кардиналами, епископами, а путь к 
папской тиаре вообще им был заказан. Генерал иезуитского ордена не мог 
рассчитывать превратиться из "черного попа" в "белого". Таким образом, иезуитам 
разрешалось все, за исключением непосредственного управления церковью. Они 
могли управлять только через других, могли быть только "тайной пружиной", 
секретной властью за троном.
     Иезуиты отличались от других орденов и тем, что усовершенствовали "двойную 
бухгалтерию" католической морали, создав для этой цели теорию "пробабализма" – 
"относительности", согласно которой любой догмат и решение церкви можно 
приспособить 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-