|
istoria del Tribunal
de la Inquisition de Lima (1569-1820), v. I, p. 119).
Кульминационным моментом инквизиционного процесса являлось аутодафе, на
котором инквизиторы перед народом и властями оглашали приговор своим жертвам и
подвергали их наказаниям. Аутодафе совершались по мере накопления осужденных и
приурочивались к большим праздникам. Например, в аутодафе 25 марта 1601 г. в
Мехико участвовали 143 "еретика", из них 32 были обвинены в кальвинизме и
лютеранстве, 4 подвергнуты сожжению (Greenleaf R. E. Op. cit., p. 209).
Эти "акты веры" означали, как учила церковь, торжество истинной веры над
силами зла, олицетворяемого дьяволом в его многочисленных и разнообразных
проявлениях. Аутодафе обставлялось празднично, торжественно. В день его
проведения город принимал вид веселой фиесты: балконы украшались коврами, всюду
вывешивались флаги, женщины одевали свои лучшие наряды. На центральной площади
сооружался больших размеров помост с балдахином, под которыми восседали
вице-король и инквизиторы, а ступеньками ниже – остальные власти.
С не меньшей тщательностью и усердием готовилось и кемадеро.
Заблаговременно завозились сухие дрова, хворост, веревки, вкапывались столбы, к
которым привязывали осужденных на костер. Расходы по устройству помоста и
кемадеро, разумеется, оплачивались самими жертвами инквизиции, имущество
которых ею конфисковывалось. С полным основанием поэтому мог заявить один из
смертников – Томас Бревиньо де Собремонте своим палачам, когда его готовили 11
апреля 1649 г. в г. Мехико к костру: "Не скупитесь на дрова, они мне обошлись
слишком дорого, чтобы мне их еще жалели" (Lea H. Ch. Op. cit, p. 288).
О том, как происходило аутодафе в Мексике, рассказал англичанин Майлс
Филиппе в своих воспоминаниях, опубликованных в Лондоне в 1589 г.
Филиппе принадлежал к группе пленных английских и французских корсаров
(или пиратов, как их называли испанцы), осужденных инквизицией в Новой Испании
в 1571 г. Корсарам было предъявлено обвинение в принадлежности к лютеранской и
другим "отвратительным сектам". Следствие по их делу велось около трех лет. Все
они были подвергнуты пыткам, которые продолжались три месяца, и все, за
исключением двух – англичанина Джорджа Раблея, матроса, и француза Марина Корню,
брадобрея, "сознались", раскаялись, приняли католическую веру и были
приговорены к порке и каторжным работам на галерах пни к длительным срокам
тюремного заключения. Раблей и Корню за проявленное во время следствия
упрямство закончили свои дни на кемадеро. Сначала их гарротировали, затем
сожгли. Такая же участь постигла другого корсара – англичанина Роберта Баррета.
Его отослали в Испанию на доследование и сожгли в Севилье. Годом позже был
лишен жизни ирландец Уильям Корнелиус, скрывавшийся в Гватемале и пойманный уже
после аутодафе 1574 г. Его повесили, а потом сожгли. Так же погиб француз Пьер
Монфри.
Майлс Филиппе оставил следующее описание аутодафе в Мехико, через которое
прошли он и его товарищи по несчастью: "После того как инквизиторы смогли таким
образом (при помощи пыток. – И. Г.) получить от нас самих заявления, дававшие
им основания осудить нас, они приказали построить в центре рыночной площади
напротив кафедрального собора огромный помост. За 14 или 15 дней до аутодафе
они призвали всех жителей при помощи труб и барабанов явиться на базарную
площадь в день аутодафе с тем, чтобы присутствовать при оглашении приговора
священной инквизиции против английских еретиков – лютеран и при его исполнении.
Ночью накануне жестокого события инквизиторы пришли в тюрьму, где мы находились,
и принесли одежду сумасшедших, которая была нам предназначена. Это были
санбенито – рубашки из желтой материи с пришитыми к ним спереди и сзади
красными крестами. Инквизиторы с таким энтузиазмом примеряли нам эти рубашки и
учили нас, как мы должны вести себя на аутодафе, что не дали нам всю ночь
заснуть.
Утром следующего дня мы получили завтрак – чашку вина и кусок хлеба с
медом, после чего около 8 часов вышли из тюрьмы. Каждый из нас шел отдельно от
других, одетый в санбенито, с петлей из толстой веревки на шее, держа в руке
потухшую зеленую свечу. Нас сопровождали стражники. На всем пути к аутодафе
толпилось множество людей. Путь нам открывали "родственники" инквизиции,
гарцевавшие на лошадях во главе нашей процессии. На площади мы взошли по двум
лестницам на помост, где нас усадили на лавки в том порядке, в каком потом
вызывали для объявления приговора. Вслед за этим по двум другим лестницам на
помост взошли инквизиторы, вице-король и члены королевского верховного суда.
Когда они заняли свои места под балдахином, каждый согласно своему рангу, на
помост взобралось множество монахов – доминиканцев, августинцев и францисканцев,
всего до трехсот человек, и заняли принадлежащие им места.
Затем наступил момент торжественного молчания, после чего стали
зачитываться жестокие и строгие приговоры.
Первым вызвали некоего Роджера, артиллериста с корабля "Иисус". Он был
осужден на триста ударов плетью и 10 лет галер.
Затем вызвали Джона Грея, Джона Броуна, Джона Райдера, Джона Муна, Жоржа
Колье и Томаса Броуна. Каждый из них был осужден на двести ударов плетью и 8
лет галер.
Очередь дошла до Джона Кейса, приговор которому гласил: сто ударов плетью
и 6 лет галер. За ним вызвали других – всего 53 человека. Приговоры были разные
– сто или двести ударов плетью и 6, 8 и 10 лет галер.
Потом вызвали меня, Майлса Филиппса, и приговорили к работам в монастыре
сроком на 5 лет, без плетей и на ношение санбенито все это время.
Наконец вызвали последних шестерых, получивших кто по 3, кто по 4 года
работы в монастыре, без плетей, с обязательным ношением санбенито все это время.
После этого, когда спустилась ночь, вызвали Джорджа Раблея, Пьера Монфри и
ирландц
|
|