|
богохульство, "ложные" доктрины и
порочные истолкования Евангелия и что "как в светских делах наглеют все по
отношению к королю, так и в вопросах веры наглеют по отношению к богу!" Он
требовал установления в колониях "экстраординарной инквизиции". Об этом же
писал и королю августинский монах Хуан де Биваро из Куско и другие церковные и
светские чины (Medina J. Т. Historia del Tribunal de la Inquisition de Lima
(1569-1820). v. I. Santiago de Chile, 1956, p. 29-37).
Такие призывы не могли оставить равнодушным фанатичного Филиппа II,
готового, по его собственному признанию, не только бросить в костер родного
сына, будь он уличен в ереси, но и лично для его сожжения притащить дрова.
Следуя учению инквизиторов-экстремистов, Филипп II считал, что мелкие
отступления от католической веры создают благоприятный фон для распространения
лютеранской "скверны", и соответственно требовал беспощадно карать всех, кто
был в них повинен. Он опасался проникновения протестантизма в свои заморские
владения. А о такой возможности ему постоянно сигнализировали его тайные
осведомители в Англии и Германии, сообщавшие о реальных и вымышленных планах
протестантских проповедников пробраться в Южную Америку и через распространение
там "ереси" отторгнуть эти владения от испанской короны. Соперники Филиппа II
англичане, действуя под пиратским флагом, нападали на его галеоны, груженные
американским золотом, и вторгались в пределы самих колоний, грабя и убивая его
верных подданных. В 1568 г. пират Джон Гавкинс осмелился напасть на крепость
Сан-Хуан-де-Улуа в Новой Испании (Мексике), а затем высадиться около Тампико.
Филиппу II доложили, что большую группу пойманных пиратов доставили в кандалах
в Мехико. Но вместо того, чтобы предать этих висельников костру (так поступил
бы любой мало-мальски сведущий в вопросах веры инквизитор), местные власти,
ссылаясь на острую нужду в опытных мастеровых и рабочих, чуть ли не с радостью
встретили пойманных с поличным пиратов, определив их на работу в свои поместья.
Подобная политическая близорукость и отсутствие религиозной бдительности,
проявленные властями Новой Испании, не могли не возмутить Филиппа И. 25 января
1569 г. он издал декрет, официально устанавливающий трибунал инквизиции в
заморских владениях Испании. Вот полный текст этого примечательного документа:
"Наши славные прародители (Изабелла и Фердинанд. – И.Г.), преданные и
католические дети святой римско-католической церкви, принимая во внимание, что
наше королевское достоинство и католическое усердие обязывают нас стремиться
всеми возможными средствами распространять и возвышать нашу священную веру во
всем мире, основали в этих королевствах священный трибунал инквизиции с тем,
чтобы он ее сохранил в чистоте и целостности, и, открыв и включив в состав
наших королевских владений благодаря провидению и милости божией королевства и
области Западных Индий, острова и материки Моря-океана и других районов,
проявили всевозможное усердие в деле распространения имени истинного бога,
охраны его от ошибок и ложных и подозрительных доктрин и укрепления среди их
открывателей, поселенцев, детей и потомков наших вассалов верности, доброго
имени, репутации и славы, с которыми благодаря усердию и стараниям стремились
распространить и возвысить имя божие.
Те, кто находится вне послушания и преданности к святой
римско-католической церкви, упорствуя в своих ошибках и ересях, всегда
стремятся извратить нашу святую католическую веру и отдалить от нее верных и
преданных христиан и со свойственными им хитростью, страстью и умением
стремятся привлечь их к своим извращенным верованиям, сообщая им свои ложные
взгляды и ереси, распространяя и восхваляя различные осужденные и еретические
книги. Подлинное же средство спасения заключается в том, чтобы затруднить и
совершенно исключить подобную деятельность еретиков и подозреваемых в ереси лиц,
наказывая я вырывая с корнем их ошибки, предотвращая и затрудняя нанесение
столь великого оскорбления святой веры и католической религии в тех местах и не
допуская, чтобы туземцы были извращены новыми, ложными и осужденными доктринами
и ошибками. Учитывая сказанное, генеральный апостолический инквизитор наших
королевств и владений по решению Совета генеральной инквизиции и нашего
согласия приказал и принял меры к тому, чтобы в тех областях был учрежден и
начал действовать священный трибунал инквизиции для успокоения нашей
королевской совести, а также его (инквизитора. – И. Г.) и уполномочил и
назначал апостолических инквизиторов против еретической скверны и
отступничества и чиновников, и министров, необходимых для работы и деятельности
священного трибунала. И так как полезно, чтобы мы оказали им поддержку нашей
королевской властью, то, выполняя долг католического властелина и стража чести
бога и интересов христианского общества, мы разрешаем им свободно выполнять их
обязанности священного трибунала. Соответственно с этим мы приказываем нашим
вице-королям, президентам королевских судов и их членам и алькальдам, и всем
губернаторам, коррехидорам, старшим алькальдам и другим властям городов,
селений и местностей Индий, испанцам и индейцам, как постоянно проживающим, так
и тем, кто там поселится, чтобы все они всегда встречали апостолических
инквизиторов с их чиновниками, министрами и сопровождающими их лицами,
исполняющими в любом месте вышеназначенных областей свои обязанности священного
трибунала инквизиции, с соответствующим почтением и уважением, учитывая
священные обязанности, выполняемые ими, и предоставляли им все возможности для
свободного исполнения их священного дела и по требованию инквизиторов приносили
каноническую присягу на верность священному трибуналу. Указанные лица всякий
раз, когда их попросят, призовут их и потребуют от них, должны оказывать помощь
инквизиторам и поддержку нашей королевской власти как для того, чтобы
арестовать любого еретика и подозрительного в воп
|
|