|
ял
монахов в устройстве "незаконных" аутодафе, в необоснованном применении пыток к
индейским вождям, в массовых казнях и грабежах (Greenleaf R. E. Op. cit, p.
120-121).
Впоследствии, когда эти зверские расправы над беззащитными индейцами стали
известны в Европе, главным образом благодаря "Кратчайшей реляции о разрушении
Индий" – обличительному памфлету Бартоломе де Лас Касаса, испанская инквизиция
запретила его чтение и распространение. В решении по этому вопросу
инквизиционного трибунала от 3 июня 1660 г. говорится, что знаменитая книга Лас
Касаса "содержит описание ужасных и диких преступлений, которых нельзя
встретить в истории других народов, совершенных, по словам автора, испанскими
солдатами, поселенцами и священниками католического короля в Индиях. Советуем
запретить это повествование как оскорбительное для испанского народа, ибо даже
соответствуй оно истине, было бы достаточно доложить об этом его католическому
величеству, а не сообщать всему миру к удовлетворению еретиков и врагов
Испании" (Kamen H. The Spanish Inquisition. London, 1965, p. 103).
Между тем массовые расправы над непокорными индейцами убедили испанские
власти в том, что такое сильное "лекарство" может в конечном итоге привести к
полному истреблению новых подданных короля. В отступничестве от христианской
веры, в несоблюдении церковных обрядов, в поклонении идолам ретивые инквизиторы
могли обвинить подавляющее большинство туземцев и под этим предлогом уничтожить
их. Кто же тогда работал бы на короля, конкистадора и на самого инквизитора?
Негры? Но это было дорогим удовольствием, за рабов следовало платить, а
индейцев конкистадор получал под "опеку" бесплатно. Испанская корона сделала из
всего этого соответствующие выводы. Декретом Филиппа II от 23 февраля 1575 г.
индейцы изымались из-под юрисдикции инквизиции. Впредь наблюдать за ними и
привлекать их к суду за "преступления" против веры поручалось генеральным
викариям епископов, которых называли также "провизорами". Провизоры смотрели
сквозь пальцы на прегрешения индейцев, накладывая на них духовные наказания.
Но даже и после установления "провизората" инквизиция и епископы
продолжали время от времени заниматься индейскими "делами". Так, в 1690 г.
епископ провинции Оаксака (вице-королевство Новая Испания) устроил
показательный процесс над большой группой индейцев, обвиненных в
идолопоклонстве. 21 обвиняемый был приговорен к пожизненному заключению. Для их
содержания была выстроена по приказу епископа специальная тюрьма. Иезуиты в
своей парагвайской вотчине беспощадно преследовали подопечных за малейшее
отступление от католической церковной обрядности и т. д.
Инквизиторы
Инквизиторы, провизоры и епископы на протяжении всего колониального
периода конфликтовали между собой за исключительное право судить индейцев. В
XVIII в. инквизиторы доказывали, что индейцы давно "созрели" для того, чтобы на
них была распространена юрисдикция "святой службы". Инквизиторы утверждали
также, что многие метисы ("китайцы", как их именуют в церковных документах)
выдают себя за индейцев и тем самым избегают заслуженной кары. В 1766 г. по
распоряжению Верховного совета по делам Индий инквизиция получила право судить
индейцев – двоеженцев и многоженцев.
Негры-рабы не вызывали особого интереса у инквизиции. Рабовладельцев
интересовало, как получить максимальную прибыль на вложенный в покупку раба
капитал, а вовсе не то, является ли он отступником от католической веры. В тех
случаях, когда раб отказывался повиноваться воле своего хозяина, в роли
инквизитора выступали сам рабовладелец и его надсмотрщики, подвергавшие раба
различным наказаниям. Если инквизиторам было запрещено, по крайней мере,
формально проливать кровь своих жертв, то рабовладельцев в этом плане закон не
ограничивал и непослушных рабов они секли плетьми, калечили, предавали
мучительнейшим способам смерти.
Мало интересовали колониальную инквизицию и свободные негры, мулаты и
самбо (потомки негров и индейцев), ибо их, как и индейцев, можно было всех без
исключения при желании отправить на кемадеро по обвинению в колдовских
практиках, веру в чары и предзнаменования и прочих отклонениях от "истинной"
христианской веры. Но что толку? Ведь большинство из них были ремесленниками
или слугами тех же испанцев, в том числе и инквизиторов, которые без их услуг
вряд ли могли бы обойтись. К тому же у них не было состояния, которым могла бы
воспользоваться инквизиция. Правда, инквизиторы, когда под рукой не оказывалось
жертв побогаче, не брезговали и ими, но, как правило, в таких случаях
ограничивались сравнительно "мягкими" наказаниями – поркой или ссылкой на
галеры. Например, 16 апреля 1646 г. за "пакт с дьяволом" был публично выпорот
на аутодафе в Мехико 43-летний самбо Франсиско Родригес. Он признался, что на 9
лет продал душу дьяволу, который в награду наделил его способностью драться с
тысячью людьми, пользоваться всеми женщинами по своему желанию, переноситься по
воздуху ночью из одного места в другое независимо от расстояния, участвовать в
боях с быками и укрощать лошадей, не рискуя попасть быку на рога или сломать
себе шею. Родригес признался и в прочих "омерзительных и серьезнейших действиях,
недостойных описания, дабы не оскорбить слуха католиков". И за все это он
получил только 200 ударов розгами, которые принял с зеленой свечкой в руках и с
петлей на шее (Picon-Salas M. De la Conquista a la Idependencia. Tres siglos de
Historia Cultural Hispano-Americana. Mexico – Buenos Aires, 1944).
Действительно, колониальная инквизиция была "милостивой", в Испании таких
"преступников" бросали в костер.
"Начальная" инквизиция использовалась также как инструмент политического
террора. В 20-х годах XVI в. в Мексике инквизиторы преследовали, выполняя,
по-видимому, тайные инструкции королевского двора, доверенных людей
|
|