|
образом, колониальные инквизиторы, как и их коллеги в метрополии, были не
только профессионально, но и материально заинтересованы в преследовании
еретиков.
В период конкисты инквизиторы преследовали индейцев, обвиняя их, как это
делалось в Испании по отношению к "новым христианам", в тайной приверженности
их прежней вере.
Церковники применяли к краснокожим "новым христианам" те же средства
воздействия, которыми пользовался Торквемада в Испании. Первая из известных
жертв инквизиции в Америке – индеец Маркос из местности Акольуакан (Мексика),
арестованный по обвинению в вероотступничестве в 1522 г. О постигшей его каре
подробностей не сохранилось, как нет данных и о многих других жертвах
инквизиции, дела которых утеряны, сожжены патриотами в период ликвидации
"священного" трибунала или впоследствии уничтожены самими церковниками. Не
исключено, что Маркоса постигла участь другого индейца – Франсиско Мартина де
Валенсия, казненного по обвинению в "идолопоклонстве" в 1520-х годах (Jimenez
Rueda J. Herejias y supersticiones en la Nueva Espaiia. Mexico, 1942,p. 1).
Более подробно освещена деятельность первого епископа, а затем
архиепископа Новой Испании доминиканца Хуана де Сумаррага, действовавшего с
1528 по 1548 г. Сумаррага был наделен генеральным инквриитором Испании Алонсо
де Манрике особыми полномочиями преследовать "всех и каждого, мужчин или женщин,
живых или мертвых, присутствующих или отсутствующих, любого положения и
состояния, независимо от занимаемого поста или значения… постоянных или
временных жителей в пределах мексиканской епархии, виновных, подозреваемых или
уличенных в ереси или отступничестве, и против всех тех, кто им способствовал и
помогал" (Greenleaf R. E. The Inquisition and the Indians. A study in
Jurisdictional Confusion. – In: History of Latin American civilisation, v. I.
London, 1969, p. 354).
По указанию Сумарраги вице-король этой колонии Антонио де Мендоса
обнародовал от имени испанского короля указ, угрожавший расправой индейцам за
отступничество от католической веры. Индейцы, провозглашал Мендоса, обязаны
"верить и почитать только одного настоящего бога и должны забыть и забросить
идолов, принимавшихся ранее за богов, должны перестать поклоняться камням,
солнцу и луне или какому-либо другому существу. Запрещается совершать в их
честь жертвоприношения и давать им обещания. Если кто-либо, вопреки данному
указу, совершит, будучи христианином, нечто похожее, то в первый раз получит в
качестве наказания публично сто ударов плетью и будет пострижен наголо, а во
второй раз будет предан суду" (на деле это означало аутодафе с последующим
финалом на кемадеро).
Мендоса приказывал индейцев, принявших христианскую веру, а потом
отказавшихся от нее и тем самым подавших плохой пример другим
индейцам-христианам или тем из них, кто желает стать таковыми, – сечь плетью и
остригать, а тех, кто "против нашей христианской веры станет говорить или
проповедовать, то такие будут арестованы и доставлены суду, будет заведено на
них дело и они будут подвергнуты жестокому наказанию" (Carreno A. M. Don Fray
Juan de Zumarraga (Documentos ineditos). Mexico, 1950, p. 51-52).
Этот указ-предупреждение служил Сумарраге "юридической основой" для суда и
расправы над индейцами, обвиняемыми в различного рода отступлениях от
католической веры.
Из более чем ста опубликованных приговоров Сумарраги по делам таких
"отступников" приведем для иллюстрации два: первый касается индейца Такастекле
и его дочери Марии, обвиненных в идолопоклонстве. Как сказано в приговоре, суд
учел, что обвиняемые проявили на следствии "податливость и раскаяние", а также
то, что они впервые совершили свое преступление, поэтому он отнесся к ним с
"милосердием". Их приговорили к сравнительно легкому для инквизиции наказанию:
обнаженных до поясницы и привязанных к мулам возить по городу и сечь плетьми.
На одной из площадей г. Мехико "преступники" прошли через аутодафе, палач
остриг их головы под виселицей и сжег их идолов. Там они публично покаялись и
были предупреждены, что в случае повторного "преступления" им нечего
рассчитывать на такое же "милосердие", в следующий раз власти отнесутся к ним
"со всей строгостью" (Ibid., p. 103-104).
О том, что ожидало жертву инквизиции, не проявившую на следствии
"податливости и раскаяния", рассказывает второй документ – приговор того же
Сумарраги по делу индейца Карлоса Ометочтцина из Текскоко. Дон Карлос, так он
именуется в цитируемом документе, был арестован по приказу Сумарраги и обвинен
в распространении ереси. Подвергнутый пыткам, индеец отказался сознаться в
своем "преступлении" и просить снисхождения, хотя, как сказано в приговоре, "мы
(т. е. Сумаррага. – И. Г.) предупредили дона Карлоса, что его признание в
идолопоклонстве, совершенных ошибках и эксцессах позволит нам отнестись к нему
с милосердием". Мнение инквизиции гласило: признать индейца виновным в
распространении ереси, имущество его конфисковать, а самого отлучить от церкви
и передать светским властям для соответствующего физического наказания с
просьбой "отнестись к вышеназванному дону Карлосу со снисхождением". Последнее
проявлялось в том, что осужденного вместо отсечения головы сжигали на костре.
Это означало, что осужденный мог в день "страшного суда" воскреснуть, в то
время как при других видах казни, сопровождавшихся членовредительством, такая
возможность, согласно католическому вероучению, исключалась.
Приговор верховного суда (аудиенсии) Новой Испании не замедлил
последовать: предать дона Карлоса за совершенные им "злодеяния" сожжению на
костре, что и было исполнено в г. Мехико в 1539 г. Аборигенов сшой заставили
присутствовать при этом изуверском спектакле, поставленном им в назидание и
устрашение.
О зверских расправах монахов над непокорными индейцами докладывал королю
третий архиепископ Мексики Алонсо де Монтуфар (1554-1571), причем он обви
|
|