|
авами инквизиторов.
Это так называемая "начальная" эра в деятельности колониальной инквизиции,
соответствовавшая периоду конкисты, завершается в 1569 г., когда в заморских
владениях Испании создаются отдельные "священные" трибуналы во главе с особо
назначаемыми короной и церковными властями инквизиторами.
Кого же преследовали, с кем расправлялись инквизиторы в Индиях? В первую
очередь с теми же "новыми христианами", которые устремлялись за океан в надежде
укрыться в этих далеких и неведомых землях от беспощадных преследований
инквизиции. Часть из них попадала в колонии непосредственно из Испании. В 1507
г. "новым христианам" за крупную сумму разрешили проживание и занятие торговлей
в Индиях в течение двух лет (Friedlander G. Los Heroes Olvidados. Santiago,
1966, p. 11). Многие, попав за океан, меняли фамилии и оседали там на
постоянное жительство. В 1522 г. специальным распоряжением Карла V въезд "новым
христианам" в Индии был строжайше запрещен, тем не менее они продолжали
прибывать в колонии, в частности через Португалию, куда в конце XV в. бежали
многие кастильские иудеи, не принявшие католичество. В период объединения
Португалии с Испанией в 1580-1640 гг. им был открыт путь в американские колонии.
Оседая сначала в Бразилии, иудеи перекочевывали оттуда в испанские колонии
Америки уже под видом христиан – "португальцев". В 1639 г. только в Лиме (Перу)
таких "португальцев" насчитывалось около 2 тыс. Вылавливанию, разоблачению и
наказанию этих мнимых врагов католической веры инквизиторы уделяли
первостепенное внимание.
Конечно, риск разоблачения, угрожавший "новым хиристианам", был большой,
но еще большим казался соблазн быстро обогатиться в колониях и с помощью золота
обеспечить себе безопасность. Именно безопасность в первую очередь искали эти
люди, за которыми в течение столетий с такой беспощадной настойчивостью
охотилась инквизиция, подчеркивает французский историк Пьер Шоню (Chaunu P.
Inquisition et vie quotidienne dans l'Amerique Espagnole au XVII e. siecle. –
"Annales. Economies, Societes, Civilisations", Paris, 1956, N 2, p. 333). В
застенках инквизиции их ожидали мучительные пытки, в лучшем случае они
отделывались сечением плетьми, долголетней каторгой и лишением всего состояния.
Как правило, репрессии обрушивались на всю семью, на близких и дальних
родственников. Если же несчастные отстаивали свою веру, то "кемадеро" (Кемадеро
– место сожжения еретика) был тем местом, где они испускали свой последний
вздох на земле.
Через застенки инквизиции в Индиях прошло также немало французов,
фламандцев, итальянцев, немцев – подданных испанского короля, владения которого
в XVI в. охватывали почти половину Западной Европы.
Хотя въезд неиспанцам в Индии был строго запрещен (а впоследствии и выезд
без особого на то разрешения), все-таки некоторые из них, влекомые неудержимым
желанием разбогатеть, ухитрялись преодолеть все препятствия и проникнуть в
запретную для них зону Нового Света. По неполным данным, иностранцы составляли
5,5% общего числа (5481 человек) европейцев, эмигрировавших в Америку в период
конкисты Антильских островов (1493-1519), и 9% (из 13262 человек) – в период
завоевания Американского континента (1520-1539). Среди последних 192
португальца, 143 итальянца, 101 фламандец, 53 француза, 42 немца, 12 греков, 7
англичан, 3 голландца, 2 ирландца, 1 шотландец и 1 датчанин (Boyd-Bowman P. La
emigration peninsular a America: 1520-1539. – "Historia Mexicana", 1963, v.
XIII, N 2, p. 165-166). По всей вероятности, многие из них проникли в колонии
под видом матросов или пассажиров, подкупив испанских чиновников. Эти
иностранцы считались колониальными властями и действовавшими по их указаниям
инквизиторами ненадежными и враждебными элементами. Их огульно подозревали в
лютеранских симпатиях, арестовывали, подвергали пыткам, они кончали свою жизнь
на каторге или кемадеро. Особенно беспощадно инквизиция расправлялась с
попадавшими в ее руки англичанами – пиратами, контрабандистами, искателями
приключений.
Иностранцев, обвиненных главным образом в симпатиях к протестантизму, до
официального установления инквизиционного трибунала в 1569 г., т. е. в период
действия "начальной" инквизиции, по далеко не полным данным, только в Новой
Испании было осуждено 19 человек, среди них итальянцы, французы, фламандцы,
греки, англичане. Все они признали себя виновными в отступничестве и отделались
сравнительно легкими наказаниями: публичным покаянием на аутодафе, тюрьмой или
высылкой в Испанию. Среди осужденных был золотых дел мастер чех (богемец)
Андрее Мораль, который, по-видимому, опасаясь преследований инквизиции, часто
менял фамилию. В 1536 г. Сумаррага осудил его за симпатию к Лютеру на публичное
покаяние в позорном одеянии-санбенито, конфискацию имущества и высылку в
Испанию. Английский купец Роберт Томсон родом из Дувра, пробравшийся в Мексику
в 1555 г., опасаясь пыток, отрекся от своей веры и принял католичество. В 1560
г. он был осужден на ношение в течение двух лет санбенито и на один год тюрьмы
в Испании. Отсидев свой срок в Севилье, Томсон бежал в Англию, где впоследствии
опубликовал воспоминания, являющиеся первым известным нам документальным
свидетельством о действиях инквизиции в испанских колониях.
Более строго судили по подозрению в протестантстве в вице-королевстве Перу,
где по решению архиепископа Лимы был сожжен на костре фламандец Хуан Миллер.
Инквизиция стремилась также выловить сторонников гуманизма, последователей
Эразма Роттердамского, правдолюбцев, осуждавших разнузданный образ жизни
духовенства и жестокости колонизаторов.
Наконец, различного рода богохульники, двоеженцы, приверженцы магии,
оккультизма, колдовства, читатели запрещенных книг и им подобные "последователи
дьявола" усердно преследовались инквизицией, особенно если имели какое-либо
состояние. Последнее обстоятельство играло немаловажную роль при выборе жертв,
ибо "труд" инквизиторов оплачивался из фондов, конфискованных у "преступников".
Таким
|
|